Выбор оптимальной методики и средств развития скоростно-силовых качеств у юных бегунов
Содержание
Введение............................................................................................. 3
Глава I. Физические аспекты развития качеств у юных бегунов...... 5
1.1. Физиологическая и биомеханическая характеристика скоростно-силовых проявлений в спринте 8
1.2. Специфика подбора средств развития скоростно-силовых качеств............................. 19
Глава II. Методика развития скоростно-силовых качеств у юных бегунов 22
2.1. Разнообразие средств, направляющих на развитие скоростно-силовых качеств............. 23
2.2. Основные методы, применяемые для развития скоростно-силовых качеств........................... 27
Заключение......................................................................................... 37
Список литературы............................................................................ 38
Приложения
Введение
Развитие физических качеств и освоение техники движений, рассматривается как два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучение двигательным действиям. Как известно границу между ними можно провести лишь условно. Физические качества развиваются и при разучивании техники движений, освоении двигательных умений и навыков.
Особенности взаимосвязи между отдельными физическими качествами обуславливают методику их развития. Но это не означает, что качества должны развиваться поочередно. Исследованиями установлено, что наиболее эффективно комплексное развитие физических качеств, при соблюдении определенной последовательности упражнении по их преимущественной направленности.
В связи с этим можно считать, что эта тема является актуальной. Актуальность заключается в том, что одновременное воспитание в соответствующих соотношениях скоростно-силовых качеств, приводит к благоприятным сдвигам в подготовленности занимающихся.
Разработка методики воспитания быстроты и мышечной силы имеет важное значение для теории и практики спорта. Рядом исследований выявлено, что повышение уровня одного физического качества может способствовать совершенствованию других, и что наиболее эффективен комплексный метод их воспитания. Одновременное воспитание в соответствующих соотношениях всех качеств, приводит к благоприятным сдвигам в подготовленности занимающихся. Н.В. Зимкин по этому поводу пишет: «Учитывая, что нервная система человека весьма пластична и допускает одновременное существование многих стереотипов можно предполагать, что если, на пример параллельно проводить тренировку на скорости без отягощения и с отягощением ,то в этом случае можно добиться увеличения силы и темпа ,т. е. выработать два динамических стереотипа не тормозящих друг друга».
Большинство ранее проводимых исследований относилось к изучению методов раздельного развития силы и быстроты, без достаточного учёта их взаимодействия и влияния на развитие других двигательных качеств. В настоящее время внимание исследователей привлекает изучение взаимосвязи между силой и быстротой. Основа этой взаимосвязи состоит в том, что каждое качество, хотя и имеет свои специфические особенности, является одной из сторон двигательных способностей человека. Естественно, поэтому развитие какого-либо одного качества не может не оказать влияние на изменение уровня остальных.
Учитывая актуальность и важность проблемы комплексного развития двигательных качеств, предпринималось попытка обобщить некоторый опыт ведущих специалистов по подготовке бегунов-спринтеров с целью выявления наиболее эффективной методики развития скоростных и скоростно-силовых качеств.
Большое внимание обращено на то, чтобы скоростно-силовая подготовка явилась важнейшей составной частью подготовки квалификационных легкоатлетов - бегунов на короткие дистанции.
Объектом исследования является методика развития скоростно-силовых качеств у юношей общеобразовательной школы.
Предмет исследования – средства развития скоростно-силовых качеств у юношей общеобразовательной школы.
Гипотеза – исследовать развитие скоростно-силовых качеств.
Задачи:
1. Изучить сущность понятий физическое качество, физическое упражнение, средства, приёмы, методы.
2. Сравнить существующие методики и подходы к развитию скоростно-силовых качеств у юных бегунов.
3. Выявить и обосновать оптимальную методику развития физических качеств, подбор под неё средств, способствующих их развитию.
Цель: составление серии и комплексов упражнении, направленных на развитие
скоростно-силовых качеств юных бегунов.
Глава I. Физические аспекты развития качеств у юных бегунов.
Деятельность человека в спорте требует определённого уровня развития физических (двигательных) качеств. Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологических возможностей с приобретением в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень из развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне.
Ряд авторов В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Е.И. Ливадо отмечают, что существуют следующие возрастные периоды развития физических качеств:
- быстрота - показатель темпа движений - 11-13 и 16-17 лет;
- выносливость - аэробные возможности (общая выносливость) - 9-11 и 15-18 лет; скоростная выносливость (спринтерская) - 15-17 лет; анаэробные возможности (специальная выносливость бегунов на средние и длинные дистанции) -9-12и 15-18 лет;
- скоростно-силовые качества - от 9-10 и 14-17 лет.
У детей до 10 лет имеются более благоприятные возможности для воспитания скорости, особенно частоты движений и темпа бега, чем у детей 13-15 лет (Филин В.П.). Поэтому в ходе учебно-тренировочных занятий необходимо воспитывать именно эти компоненты быстроты - частоту движений и темп бега.
Способность к быстроте движений заполнена у человека генетически. К 12-13 годам быстрота и подвижность нервных процессов достигают почти уровня взрослого организма. Поэтому важным фактором достижения
6 генетически заложенных возможностей в проявлении быстроты, а, следовательно, и спортивных результатов в соответствующих видах, является совершенствование её составляющих: на первых этапах - частоты и темпа движений в 14-16 лет - скоростно-силовых качеств и мышечной силы, в 15-17 лет - скоростной выносливости. При этом юный легкоатлет должен быть достаточно техничным, координированным и уметь расслаблять основные группы мышц после окончания выполнения движений. Наиболее эффективными средствами развития быстроты в группах начальной подготовки являются подвижные и спортивные игры, быстрый бег на контролируемых скоростях, эстафеты, прыжки и прыжковые упражнения, метание камней и лёгких предметов.
На этапе начальной подготовки важное решение имеет развитие силы и скоростно-силовых качеств. В 10-11 лет силовые качества посредством почти любых упражнений совершенствуются. Такой универсализм заметен в первые полтора - два года. В последующие периоды сила и скоростно-силовые качества развиваются более специализированно. Упражнения, воспитывающие силу, должны сопровождаться напряжёнными, исключающими натуживание и максимальные мышечные усилия.
Взаимосвязь и взаимозависимость между физическими качествами.
Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. У людей с низким уровнем физической подготовленности при преимущественном проявлении одного физического качества значительные требования предъявляются и к другим. Например, для новичков бег на 100 м является испытанием не только их быстроты, но и в значительной мере и силы, и выносливости, и ловкости.