Игровая деятельность как средство развития двигательной активности у детей среднего школьного возраста
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Факторы развития двигательной активности школьников 6
1.1.1.Особенности развития двигательной активности подростков8
1.2.Возрастные особенности учащихся средних классов 9
Вывод 17
ГЛАВА 2. ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 18
2.1. Спортивные и подвижные игры 18
2.1.1. Характеристика и классификация игр 18
2.2 Значение, виды и классификация игр-эстафет и место их в системе физического воспитания 20
2.3. Методика проведения эстафет и организация игровой деятельности в процессе урока 24 Вывод 33
ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
3.1. Задачи исследования 34
3.2. Методы исследования 34
3.3.Организация исследования 35
3.4. Анализ результатов 37 Вывод 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в наш век сокращение доли физического труда в производстве и быту, проблема двигательной активности встала перед человеком во весь рост, в качестве одного из главных средств в борьбе за жизнь без болезней.
В настоящее время выполнено значительное количество научных работ, которые беспристрастно указывают, что люди развивающие двигательную активность, имеют значительно больше шансов прожить свою жизнь без недугов, чем те кто ведет малоподвижный образ жизни. Двигательный «голод» и некоторые «болезни века» побудили людей по-новому осознать жизненный смысл двигательной физической активности, особенно в тех ее оптимальных формах, которые несут в себе физическая культура. Именно физическая культура, по мнению Агеевец В.У. [1, с. 358], в современных условиях все больше получает признание едва ли не единственного и наиболее эффективного средства, способного обеспечить физическое совершенство и ликвидировать потребность в движении.
Уже в 50-60-х годах стали говорить о вредном влиянии на здоровье человека дефицита движений, обозначая это явление термином «гиподинамия», а изменения, наступающие в результате этого явления, как «гиподинамическую болезнь».
Различают как бы две стадии данной болезни. Для первой стадии характерна приспособленность организма к недостаточной подвижности, происходит его внутренняя перестройка. Внешне обычно это не проявляется [15, с. 168].
Если двигательная активность продолжает оставаться ограниченной, то организму все труднее справиться, в случае жизненной необходимости, с физической нагрузкой. Гиподинамия приводит к снижению физических возможностей, к так называемым предболезненным состояниям.
Для предболезненного состояния характерна быстрая утомляемость при выполнении даже не очень больших физических нагрузок.
В детском и подростковом возрастах, как правило, гипокинезическая болезнь в тяжелой форме не проявляется, но она как бы исподволь готовиться себя проявить. Снижение двигательной активности ведет к уменьшению расхода энергии. Далее, ухудшаются кровообращение тканей, доставка к ним необходимых питательных веществ и кислорода. Возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и других жизненно важных органов [50, с. 260].
При резком снижении двигательной активности постепенно
уменьшается объем мышц, снижается сила их сокращения. И как следствие
происходит увеличение жировой ткани. Проявляются негативные изменения
в сердечно-сосудистой системе. Снижается сила сердечной мышцы.
Ухудшаются состояние и деятельность кровеносных сосудов, что
способствует возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, поражаются сосуды, снабжающие кровью само сердце. Внешне это проявляется в виде одышки, резкого учащения сердцебиения при небольшой физической нагрузке. При быстрой ходьбе появляются боли в области сердца, возникают нарушения обменных процессов.
Резко снижается количество сигналов, идущих от мышц в центральную нервную систему, что, в свою очередь, негативно сказывается на деятельности мозга, приводит к снижению умственной работоспособности. Изменения в функциональной, нервной и эндокринной системах способствуют быстрой утомляемости в процессе выполнения как физической так и умственной работы, появлению эмоциональной неустойчивости, обидчивости, неадекватной реакции на внешний раздражитель. Недостаточная двигательная активность, плохая тренированность ведут к снижению жизненного тонуса, работоспособности [23, с. 135].
Продуманная система физического воспитания, строгое следование нормам гигиены важны в любом возрасте. Однако в переломные моменты развития, когда организм не живет «спокойной жизнью» сознательное отношение к сложностям, которые он испытывает, и постоянное стремление не усугублять эти сложности, а, напротив, сделать их заметными -все это приобретает особое значение.
Нашим взрослеющим детям необходима гармония духовного склада и здорового тела. Достижению этой цели и способствуют средства физического воспитания и нормы гигиены, постоянно соизмеримые с задачами воспитания личности.
Движение - важный естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка различных его органов и систем. Благодаря движениям, повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, человек переносит физические нагрузки, он более устойчив к болезням. Все это весьма благоприятно сказывается на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и возможностях человека - силе, ловкости, подвижности, выносливости. Именно поэтому достаточное количество движений совершенно необходимо для нормального развития и здоровья подростка[3, с. 70].
Исходя из вышесказанного, проблемой исследования была избрана «Игровая деятельность, как фактор развития активности у детей среднего школьного возраста».
Целью работы явились раскрытие структуры игровой деятельности и ее методические особенности, как одного из факторов развития активности детей среднего школьного возраста.
Объектом исследования стал процесс развития двигательной активности у детей среднего школьного возраста.
Предметом исследования - игровая деятельность учащихся на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования - если при организации игровой деятельности на уроках физической культуры учитывать принцип последовательной осложняемости, то это будет способствовать развитию двигательной активности у детей среднего школьного возраста.
Задачи:
1. Исследовать психолого-педагогические основы игровой
деятельности школьников.
2. Изучить влияние игровой деятельности учащихся на воспитание
физических качеств.
3. Разработать технологию применения игровых средств в учебно-воспитательном процессе по предмету "физическая культура" для повышения двигательной активности школьников