Организация занятий по обучению технике и тактике прохождения скально-ледовых участков с учащимися туристских секций и кружков
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….……....3
Глава 1. Сущность технико-тактической подготовки в туризме………...5
1.1. Общие понятия техники и тактики в туризме……………………….….5
1.2. Особенности технико-тактических приемов
при прохождении скально-ледового рельефа................................... ..11
Вывод……...……………………………………………………………………..18
Глава 2. Организация подготовки учащихся туристических секций
и кружков по преодолению скально-ледовых участков……………….…20
2.1. Программа занятий по преодолению скально-ледовых участков
с учащимися туристических секций и кружков………………………...20
2.2. Анализ применения системы знаний на учащихся туристических секций и кружков............................................................................................................ 77
Вывод..………………………...………………...……………………………….79
Заключение…………................................................................................. ..80
Список литературы................................................................................... ..81
Введение
С каждым годом возрастает число туристских кружков, клубов и секций. Это связано с возрождением системы спортивно-оздоровительного туризма. Увлечение молодежи, школьников туризмом увеличивает приток людей в горы. Наряду с массовостью растет и спортивное мастерство спортсменов. Одновременно с этим повышается уровень технической сложности путешествий, туристские маршруты становятся более продолжительными.
Туризм является экстремальным видом спорта, требующим квалифицированных инструкторов и организаторов туризма. Основой туризма являются походы. Безопасность их проведения в значительной мере зависит от предпоходной подготовки, знаний техники и тактики прохождения сложного горного рельефа и организации страховки.
Высокая популярность, возрастающие нагрузки, усложняющиеся требования на спортивные нормативы, требуют использования новейшего оборудования, экипировки спортсменов и усовершенствованных технических и тактических приемов прохождения горного рельефа.
Современные требования к туристским спортивным походам включают в качестве естественных препятствий преодоление скального и ледового рельефа. Поэтому знание техники и тактики преодоления скально-ледовых участков становится необходимым каждому туристу, в том числе и начинающему. Даже поход наименьшей категории сложности может содержать в себе технические препятствия, требующие применения технико-тактических приёмов.
Изучение и анализ специальной и методической литературы по проблеме обучения технике и тактике горовосхождений (Н. Кузьмин и Б. Рукодельников, П. П. Захаров, Б. Маринов) показывает, что во всех источниках, независимо от года издания, рассматриваются практически одинаковые методы и приемы преодоления скально-ледового рельефа. Существенный недостаток предлагаемых методик – отсутствие возможности дифференцированного обучения. Описанные методики в основном рассчитаны на подготовку высококвалифицированных спортсменов-альпинистов. В то время как дети и подростки, занимающиеся в туристских кружках, секциях, клубах не имеют достаточной квалификации и опыта.
Актуальность исследования обусловлена потребностью в методиках обучения техническим и тактическим приемам преодоления скально-ледовых участков, адаптированных для школьников, занимающихся в туристских секциях, кружках и клубах.
Объект исследования: техника и тактика преодоления скально-ледовых участков.
Предмет исследования: методика обучения технике и тактике преодоления скально-ледовых участков учащихся туристских секций и кружков.
Цель: разработать систему занятий для начальной подготовки по обучению технико-тактическим приемам преодоления скального и ледового рельефа.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить методическую и специальную литературу по теме исследования;
2) Проанализировать технику и тактику преодоления скально-ледовых участков;
3) Составить программу начальной технико-тактической подготовки по преодолению скально-ледовых участков;
4) Апробировать курс занятий и проанализировать результаты.
Методы исследования:
- Теоретические - теоретический анализ методической литературы по теме исследования;
- Эмпирические - наблюдение за деятельностью учащихся, специальные задания, анализ результатов опытной работы.