Организация и проведение соревнований по лёгкой атлетике в сельской школе
главление
I. Пояснительная часть
1.1 Организация внеклассной работы по физическому воспитанию в сельской школе.
1.2 Требования к организации и проведению соревнований по прыжкам в высоту.
II. Практическая часть
2.1 Организация и проведение соревнований "День прыгуна" в Мамоновской средней школе.
2.2 Положение о внутришкольном соревновании "День прыгуна".
2.3 Отчетная документация по проведенному соревнованию.
2.4 Методические рекомендации по содержанию и организации легкоатлетических соревнований в общеобразовательной школе.
Библиография
Пояснительная часть
Внеклассная работа представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями в спортивных секциях по видам спорта, секциях ОФП или кружках во внеурочное время и строится на исключительно добровольных началах. Чтобы заинтересовать детей в систематических занятиях во внеурочное время, учитель физической культуры должен продумать формы внеурочных занятий, время их проведения и спланировать учебный материал с учетом возрастных особенностей занимающихся и календарем спортивно-массовых мероприятий. Внеклассные спортивно-массовые мероприятия и соревнования по упражнениям и видам спорта в школе должны быть логическим продолжением учебного процесса и процесса физического воспитания в целом. Соревнование представляет собой одну из широко распространенных форм человеческой деятельности, главной целью которой является выявление превосходства на предмет соперничества. Соревнования являются одним из наиболее важных действенных средств физического воспитания школьников. Участие в соревнованиях и результаты показанные школьниками в них - это итог совместной работы ученика и учителя. Вовлечение школьника в систематические занятия физической культурой поможет учителю решить следующие задачи:
- формирование умения и привычек самостоятельно использовать средства физического воспитания в повседневной деятельности с целью оздоровления растущего организма;
- предупреждение умственного переутомления - гиподинамии, собственного физического совершенствования;
- расширение возможности более качественного усвоения учебного материала, а также повышения успевания предмету "физическая культура";
- удовлетворение индивидуальных интересов;
- самоутверждение в коллективе;
- повышение социальной активности.
Два часа в неделю, что отводится для урочной формы занятий это очень мало, поэтому учителя активно используют внеурочные формы. В период прохождения государственной практики в Мамоновской средней школе г. Иркутска нами выявлено, что соревнования носят лишь эпизодический характер и проводятся, как правило, по подвижным и спортивным играм: пионерболу, футболу, баскетболу; ОФП и т.д., где участвуют команда класса или сборная команда параллельных классов.
Ни один вид спорта не может сравниться с легкой атлетикой по обилию упражнений, в которых проводятся соревнования. Легкая атлетика - доступный вид спорта, которым можно заниматься круглый год, соревнования по лёгкой атлетике проводятся на открытом воздухе и в закрытых помещениях. А легкоатлетические упражнения являются основой для многих движений: передвижения в гимнастике, футболе, баскетболе; прыжки в волейболе и т.д. С помощью легкоатлетических упражнений развиваются все функциональные системы организма.
Проводя соревнование по легкой атлетике, можно добиться большого охвата выступающих: в беговых видов от 30 м до 100 м - могут выступать учащиеся 1 по 11 класс; в кроссовой подготовке от 300 м до 2 км - учащиеся с 1-11 класс, а с 5-11 класс - в прыжковых видах и метаниях. Что позволит оценить личные достижения каждого занимающегося и привить чувство коллективизма, ответственности и соперничества, сопереживания, так как соревнования по легкой атлетике являются личными, командными или лично - командными. Проводя соревнования по легкой атлетике, учитель физической культуры за основу берет виды, которые изучаются по школьной программе: бег на выносливость, прыжки в длину, прыжки в высоту, бег на короткие дистанции, эстафетный бег, метание меча, гранаты, толкание ядра. А также можно проводить соревнования, включающие элементы атлетических упражнений: челночный бег 5x10 м, 3x15 м и др.; прыжки в длину с места; многоскоки (5 прыжков, 8 прыжков, 10 прыжков), круговые эстафеты
метание меча в цель, метание набивного меча на результат и др. Проводя эти соревнования, преподаватель активно вовлекает учащихся в систематические занятия физической культурой. Учащиеся самореализуют индивидуальные возможности, приобретают опыт выступлений на соревнованиях, самосовершенствуются. В ходе выступлений на соревнованиях у учащихся формируются чувство ответственности, взаимопомощи. Только легкоатлетические соревнования позволяют определить личный вклад каждого участника в командный результат.
Объект проектирования: программа организации соревнований по лёгкой атлетике.
Цель проекта: разработать и апробировать Программу организации и проведения соревнования по легкой атлетике, на основе ее составить методические рекомендации.
Задачи:
1.Анализ специальной литературы и практического опыта проведения внутришкольных легкоатлетических соревнований.
2. Разработать и апробировать программу организации и проведения соревнования "День прыгуна".
3. Разработать методические рекомендации по содержанию и организации легкоатлетических соревнований в общеобразовательной школе.
Тип проекта: практико - ориентированный.
Структура проекта: данный проект представлен: пояснительной частью, практической частью - программой организации и проведения соревнований по легкой атлетике, состоящей из "Положения о соревновании", "Отчёта", "Протоколов соревнований", "Методических рекомендаций".