Особенности нормирования физической нагрузки у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе
физического воспитания школьников...................................................................7
1.1. Учет анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста при проведении уроков физической культуры..................7
1.2.Нормирование физических нагрузок и режима выполнения общеразвивающих упражнений. Нагрузки и утомляемость.............................13
1.3. Классификация интенсивности нагрузок (по М.Я.Набатниковой)...........19
1.4. Гигиеническая норма суточной двигательной активности школьников
(по А. Г. Сухареву)................................................................................................19
1.5. Дозировка нагрузок на уроках физкультуры...............................................21
1.6. Нагрузка на занятиях в группе «Здоровье»................................................21
2. Особенности нормирования физической нагрузки......................................23
2.1. Задачи, методы и организация исследования. Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физической культуры. .........................................................................................23
2.2. Физическая подготовленность и выявление нагрузки учащихся младших классов гимназии № 2...........................................................................................32
2.3. Анализ результатов........................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................50
ВВЕДЕНИЕ
В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся» на период до 2004 года, подчеркнуто значение охраны здоровья детей и подростков, как важнейшего условия оздоровления всего населения.
Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, ее характер и масштабность потребуют значительного времени.
На ближайшие годы первостепенным становится совершенствование действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.
Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания с 1-11 класса должен быть «физически совершенный» человек. Все большее распостраненными методами изучения двигательной активности дтеей и подростков являбтся наблюдения в сочетании с хрометрированием; шагометрия; суточнный мониторинг частоты сердечных сокращений и различные варианты опросов.
Эффективность последних в младшем школьном возрасте невилика, поэтому опросные мтеодики используются начиная с подросткового возраста и при их конструированнии, как правило предпринимаются специальные меры для повышения ответов испытуемых.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.
К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.
Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями.
Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей.
Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.
Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.
Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.
Актуальность. Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированного производства. Вот почему для теории и практики физического воспитания, учащихся необходимы данные о переносимости допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.
Цель работы:
- исследовать и апробировать методики нормирования нагрузок на уроках физической культуры для младшего школьного возраста.
Объект:
- особенности нормирования физической нагрузки с детьми младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предмет:
-методики по нормированию физической нагрузки в системе занятий физической культурой.
Задачи работы:
1. Проанализировать специальную и методическую литературу по проблемам нормирования физической нагрузки детей младшего школьного возраста.
2. Анализ исходного состояния нормирования физических нагрузок младших школьников.
3. Апробировать методики по нормированию физических нагрузок в системе занятий физической культурой и дать анализ полученных результатов.
Гипотеза (предположение) – правильное нормирование нагрузок уменьшает травматизм на занятиях по физической культуре.
Метод исследования – анализ эксперимента нормирования физических нагрузок на основе теоретических данных с последующими выводами.
Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности преподавателями физической культуры.
Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе отражены теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе физического воспитания школьников. Здесь мы рассомтрим анатомичские особенности детей младшего школьного возраста, нормирование физических нагрузок и режима выполнения общеразвивающих упражнений.
В первой главе мы познакомимся с классификацией интенсивности нагрузок (по М.Я.Набатниковой), гигиеническими нормами суточной двигательной активности школьников (по А. Г. Сухареву), нагрузками на занятиях в группе «Здоровье»
Во второй главе мы рассмотрим задачи, методы и организацию исследования. Так же эта глава посвящена исследованиям физической подготовленности и выявлению нагрузки учащихся младших классов гимназии № 2 г. Иркутска. Будет сделан анализ результатов проведённой работы.
Располагая в таком порядке главы, мы сможем последовательно раскрыть поставленную перед нами задачу: особенности нормирования физической нагрузки с детьми младшего школьного возраста на уроках физкультуры.