Особенности обучения тактическим действиям на уроках волейбола в 10-11 классах
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение………………………………………………………….3 – 5
Глава 1. История развития волейбола в России……..6 – 7
1.1. Эволюция правил соревнований……………..7 – 10
1.2. Эволюция техники и тактики волейбола...10 – 13
Глава 2. Общие основы теории тактики и обучения
Учащихся правилам игры в волейбол…….13 – 15
2.1. Последовательность в обучении тактиче-
ским действиям на уроках волейбола………16 – 19
2.2. Особенности обучения тактическим дей-
ствиям в 10-11-ом классе………………………19 – 21
Глава 3. Основы обучения учащихся тактическим
действиям игроков в волейболе……………..21 – 27
3.1. Функции игроков…………………………………..28 – 29
3.2. Особенности обучения тактике игры в
нападении…………………………………………..30 – 35
3.3. Особенности обучения тактике игры
в защите……………………………………………35 – 38
Заключение…………………………………………………………39 – 41
Приложения…………………………………………………………42 – 46
Библиография…………………………………………………….47 – 48
Введение.
Игра – исторически сложившееся средство воспитания и образования подрастающего поколения. “Специально организованная для решения широкого круга педагогических задач, она помогает подготовить детей, подростков и юношей к трудовой жизнедеятельности”[1].
Подвижные игры как важнейшее средство и метод физического воспитания сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека, меняется только их содержание и методика проведения. Спортивные и подвижные игры представляют собой весьма эмоциональное средство физического воспитания, а значит и эффективнейшее средство сохранения и укрепления здоровья.
Пожалуй, самый доступный и распространенный вид спортивной игры – это волейбол. Согласно классификации коллективных подвижных игр, разработанной профессором В. Г. Яковлевым, волейбол относится к группе игр, в которых “участники ведут борьбу за свою команду группами при взаимоподдержке и взаимопомощи своих товарищей, не вступая в соприкосновение с соперником”[2]. Личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия играющих в волейбол являются ценным воспитательным фактором, что в немалой степени определило выбор темы данной дипломной работы.
Кроме того, трудно переоценить значение волейбола в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности. Необходимость действовать с полной отдачей сил помогает решать задачи развития не только двигательных качеств, но и так называемой скоростной техники – незаменимого компонента для выполнения самых разнообразных тактических приемов волейбола не только с максимальной быстротой и точностью, но и с соблюдением правил рациональной техники. Данные требования к исполнению приемов роднят волейбол с другими видами спортивных игр и соревнований, делают его полезной ступенькой на пути в большой спорт. К тому же “волейбол, повышая двигательную сноровку занимающихся, приобретает непосредственную прикладность в быту, в труде и, если потребуется, то и в боевой обстановке”[3].
Волейбол исключительно эмоционален, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинируют участников, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества.
Возможность широко варьировать содержание тактических приемов и комбинаций, от самых простых двигательных действий типа передачи мяча или нападающего удара до подачи по зонам площадки на точность и командного нападения, позволяет широко применять волейбольные игры на уроках в общеобразовательных школах и гимназиях во время учебных занятий физической культурой с учащимися, что стало еще одной причиной для выбора темы дипломной работы, также как и то, что сама игра в волейбол в силу своей зрелищности служит отличным средством пропаганды массовой физической культуры.
Актуальность и значение темы дипломного сочинения, носящего теоретический характер, цели и задачи исследования определили и структуру работы. Так, в первой главе рассматривается история вопроса, т.е. эволюция техники и тактики волейбола. Вторая глава посвящена общим основам теории тактики игры в волейбол, а также организации учебно-тренировочной работы в целом.
Объект исследования: объект исследования нашей работы является процесс обучения учащихся волейболу для возрастной группы (10-11 кл.).
Предмет исследования: предмет исследования нашей работы является особенности обучения тактическим действиям на уроках волейбола для возрастной группы (10-11 кл.).
В третьей главе исследуются особенности обучения учащихся тактическим действиям при игре в волейбол и функции игроков, при этом отдельный раздел рассматривает особенности обучения и совершенствования тактики игры в нападении, а другой посвящен исследованию тех же вопросов, что и первый, но уже применительно к тактике игры в защите. И, наконец, заключение содержит выводы, которые должны быть сделаны после проведенного исследования.
Целью исследования является: систематизировать тактические действия по их содержанию и методике проведения, тем самым облегчить их практическое применение и правильную организацию в дальнейшем, при преподавании волейбола на уроках, поскольку игра в волейбол очень часто теряет свою педагогическую ценность лишь из-за неудачного подбора заданий и непродуманной организации их выполнения.
Задачи:
- 1. Анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
- 2. Анализ методики тактической подготовки.
- 3. Разработка новой методики тактических действий.
- 4. Апробирование методики тактических действий и выявление ее эффективности.
[1] Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры – к спорту: Сборник эстафет и игровых заданий. – М.:
Физкультура и спорт, 1985, С. 4
[2] Яковлев В. Г. Значение и место игр и эстафет в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт,
1983, С. 28
[3] Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры – к спорту: Сборник эстафет и игровых заданий. – М.:
Физкультура и спорт, 1985, С. 5