Психологическая подготовка школьников к соревнованиям по спортивному ориентированию
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Спортивное ориентирование как средство психического развития детей младшего школьного возраста...…………………………..5
1.1 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………5
1.2 Содержание психологической подготовки спортсменов -ориентировщиков………………………………………………………….14
Выводы................................................................................................................19
Глава 2 Методика специальной психологической подготовки спортсменов – ориентировщиков к соревнованиям …….……………….21
2.1 Организация психологической подготовки школьников к соревнованиям по спортивному ориентированию……………………………………………..21
2.2 Анализ результатов применения методики специальной психологической подготовки в секции спортивного ориентирования на базе школы № 66 г. Иркутск ………………………………………………………..25
Выводы…………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы….………………………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………38
Введение
Современная жизнь людей очень динамична и связана с постоянной необходимостью переключения внимания с одного объекта на другой, принятия решения в разных ситуациях, проявления способности человека правильно сориентироваться в создавшихся условиях, нередко в условиях стресса. Навыки ориентирования необходимы человеку для обращения к путеводителям, при пользовании схемами автомобильных дорог, схемами метро, при изучении района и планировании маршрутов туристических походов и т. п.
Благодаря этому, спортивное ориентирование пользуется популярностью среди всех возрастных групп и категорий населения. В программу туристических слетов и соревнований, в том числе среди школьников почти всегда включаются соревнования по спортивному ориентированию. Соревнования по спортивному ориентированию являются не только проверкой знаний ориентирования на местности, но и средством обучения и развития. Работа с картой и параллельное наблюдение за местностью ведут к приобретению новых знаний в топографии, развитию памяти, концентрации внимания, развитию навыков восприятия, представления, чувства расстояния, чувства скорости, ощущения себя в пространстве.
Высокие результаты в ориентировании, как и в любом другом виде спорта, могут быть достигнуты при условии систематической тренировки. Общеизвестно, что тренировка должна включать в себя как физическую, так и психологическую подготовку. В литературе по спортивному ориентированию, туризму большинство авторов рассматривают техническую, тактическую, и в лучшем случае общую психологическую подготовку спортсменов. В нашей работе мы решили систематизировать и имеющийся практический опыт и личный опыт участия в соревнованиях и более подробно рассмотреть содержание специальной психологической подготовки спортсменов-ориентировщиков. Исходя из этого, объектом исследования данной работы является процесс специальной психологической подготовки к соревнованиям по спортивному ориентированию. Поскольку важнейшие для ориентирования психические процессы (внимание, память, мышление), наиболее интенсивно развиваются в младшем школьном возрасте в связи с началом обучения ребенка в школе, то предметом исследования является средства специальной психологической подготовки к соревнованиям по спортивному ориентированию учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: разработать методику специальной психологической подготовки учащихся младшего школьного возраста к соревнованиям по спортивному ориентированию.
Задачи:
- Проанализировать возрастные особенности развития психических процессов детей младшего школьного возраста;
- Изучить существующие средства психологической подготовки спортсменов – ориентировщиков и подобрать наиболее оптимальные для учащихся младшего школьного возраста;
- Изучить уровень развития психических процессов учащихся младшего школьного возраста, занимающихся в секции спортивного ориентирования в школе №66 г. Иркутска;
- Апробировать разработанную методику психологической подготовки к соревнованиям по спортивному ориентированию с детьми, занимающимися в секции;
- Проанализировать результаты, определить эффективность предложенной методики.
Методы исследования:
- теоретические: анализ специальной и методической литературы по теме исследования, систематизация и обобщение теоретического и практического опыта;
- эмпирические: наблюдение за деятельностью учащихся в учебно-тренировочном процессе, методический эксперимент, специальные задания, качественные и количественные анализ результатов исследования.