Развитие силовых качеств у старшеклассников как путь подготовки к службе в Российской Армии
Содержание
Введение .................................................................................................. 3
Глава I. Теоретическое обоснование развития физических
качеств старшеклассников..................................................................... 5
1.1 Общая характеристика физических качеств. Закономерности их
развития..................................................................................................... 5
1.2 Анатомо-физиологические и психолого-педагогические
особенности учащихся старшего школьного возраста......................... 8
1.3 Методика организации и проведения занятий методом “Круговой
тренировки” …………………………………………….............................. 12
Вывод по I главе…………………………………………........................... 15
Глава II. Сила как физическое качество, формы проявления силовых качеств у старшеклассников……………………………………………..17
2.1 Характеристика физического качества «Сила». Методика развития
силы у учащихся 10-11-х классов…………………………..................... 17
2.2 Комплексы упражнений для развития силы у юношей 10 -11-х
классов ……………………………………………………........................... 22
Вывод по II главе ………………………………………………………… 46
Заключение……………………………………………................................ 47
Список литературы…………………………………………………………...49
Введение
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Не секрет, что за последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны резко снизился, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические, что повлекло за собой и недостаточный уровень физической подготовленности учащихся. Достаточно посмотреть на количество учеников старших классов, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культуры или полностью освобождены от уроков. Заболевания самые различные - от ограничения по зрению до астмы и сахарного диабета. А ведь именно юношам в дальнейшем придется проходить службу в рядах Российской армии, что потребует от них психологической и высокой физической подготовленности. Анализируя нормативы оценки уровня физической подготовленности (юноши 16-17 –летнего возраста) мы определили, что силовые способности отслеживаются в нормативе: подтягивание (кол – во раз), скоростно – силовые – прыжок в длину с места (см.). Анализируя результаты тестов физической подготовленности учащихся СОШ № 27 г. Иркутска за 2003-2004 учебный год, мы отмечаем, что норматив «подтягивание» на оценку «отлично» и «хорошо» выполняют лишь 27% юношей 10-11 классов, для некоторых старшеклассников поднять свой вес - непосильно. Поэтому возрастает роль урока физической культуры, который должен быть организован таким образом, чтобы он мог максимально отвечать запросам нашего общества в вопросах разносторонней физической подготовки учащихся, в том числе и силовой подготовки.
Следовательно, подготовка старшеклассников к практической жизни средствами физического воспитания приобретает важную значимость. Актуальным в этой связи становится вопрос о том, как общая физическая подготовка должна обеспечивать разностороннее физическое развитие на основе комплексного использования разнообразных средств и методов на уроке физической культуры.
Разнообразить физическую нагрузку, комплексно развить физические способности школьников, повысить эффективность функционирования системы физического воспитания позволяет «круговая тренировка». Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию старших школьников, но и успешному усвоению ими всех разделов учебной программы.
И сегодня уже нет нужды усиленно агитировать за использование метода "круговой тренировки" на уроках физической культуры в 10-11 классах, поскольку результаты её применения в учебном процессе налицо. С включением её растет охват старшеклассников разнообразной и целенаправленной работой с учетом индивидуального подхода к каждому ученику в зависимости от достигнутого ими уровня физического развития. Круговая тренировка как интегральная форма физической подготовки приучает учащихся к самостоятельному мышлению. При развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.
«Круговая тренировка" с каждым годом приобретает всё большую популярность, особенно у учащихся старших классов. Значительному числу старшеклассников она позволяет заниматься одновременно и самостоятельно, добиваясь неплохих результатов и высокой плотности. На таких занятиях появляется реальная возможность использования различного инвентаря и оборудования.
Исходя из выше изложенного, тема курсовой была определена как: «Развитие силовых качеств у учащихся старшего школьного возраста методом «круговой тренировки».
Цель работы: развитие силовых качеств старшеклассников с помощью внедрения комплекса «круговой тренировки».
Объект: процесс организации уроков физической культуры в старших классах
Предмет исследования: развитие силовых качеств старшеклассников методом «круговой тренировки»
Гипотеза: в процессе работы предполагалось внедрить рациональную систему организационных занятий с учащимися старших классов направленную на развитие силовых качеств.
Задачи:
- Дать теоретический анализ состояния проблемы развития физических качеств школьников.
- Обосновать влияние метода "круговой тренировки" на развитие физических качеств старшеклассников.
- Выявить сенситивные периоды развития физических качеств, проанализировать методику развития силовых качеств.
- Разработать и внедрить комплексы "круговой тренировки", направленные на развитие силовых качеств у учащихся старших классов.
В соответствии с поставленными целями в исследовании были использованы следующие методы:
Теоретические- теоретический анализ специальной методической литературы и результатов исследования.
Эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на уроке, индивидуальные беседы, качественный и количественный анализ результатов исследования.