Туризм как одно из средств общего развития детей
Введение
Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.
|
Туризм - это наиболее доступная форма активного отдыха, физической культуры и спорта.
Те, кто отдают предпочтение активному отдыху, сохраняют хорошую форму, не знают «модных» болезней сердечно сосудистой системы, обладают высоким творческим потенциалом и в солидном возрасте. Пешеходный туризм, наиболее распространенный и массовый вид активного отдыха. Огромное количество людей со всего земного шара ежегодно отправляются в пешеходный поход, чтобы поближе познакомиться с красотами родного края, побывать в тех местах, где еще не приходилось бывать. Общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и, главное, физическая активность эффективно снимают усталость, благотворно воздействуют на организм.
Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливать организм и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляют сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность.
Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы - один из методов внеклассной работы.
Туристический поход - это основная форма деятельности в туризме. Главной обенностью его являются автономность пребывания людей в условиях природной среды, зачастую близких к экстремальным. Это выдвигает повышение требований к качеству подготовки, от которой во многом зависит безопасность и успех похода.
Исходя из этого, проблема организации и подготовки многодневных туристических походов становится актуальной. От того насколько тщательно подготовлен и продуман поход зависит безопасность и безаварийность путешествия.
Цель работы: на основе анализа литературных источников и личного опыта разработать систему организации похода со школьниками. Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Описать психологические и физические особенности школьного возраста.
2. Раскрыть роль туристических походов в развитии школьников.
3. Дать характеристику основным этапам подготовки и организации похода.
4. Разработать рекомендации по подготовке и организации многодневного похода со школьниками.