Формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни на занятиях по физической культуре
Содержание
Введение........................................................................................................ .3
Глава I. Теоретическое обоснование подходов к формированию мотивационно-ценностного отношения школьников....................................................... .6
1.1. Сущность понятий: «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера младших школьников», «ценностные отношения», «ЗОЖ».............................. .6
1.2. Особенности работы учителя физической культуры и учащихся, классного руководителя, родителей по ЗОЖ....................................................... 26
Глава II. Практическая работа по формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к ЗОЖ…………………..33
2.1. Анализ исходного состояния мотивационно-ценностного отношения младших школьников к ЗОЖ........................................................................................ 33
2.2. Организация работы по формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к ЗОЖ…………………………………...…36
2.3. Анализ результатов работы..................................................................... 42
Заключение.................................................................................................. 48
Список литературы..................................................................................... 54
Приложение.................................................................................................. 57
Введение
Актуальность избранной темы связана с проблемой становления физической культуры личности, которая характеризуется отношением к данному явлению. Поэтому формирование физической культуры личности, это, прежде всего мотивационно-ценностное отношение к занятиям по физической культуре, постольку не все дети осознают значимость физической культуры и необходимость вести ЗОЖ, чтобы сохранить свое здоровье и осознать значимость здоровья как главной ценности человека. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях – мотивах и освоении знаний, умений и навыков – в ценности здоровья и ЗОЖ.
Необходимо отметить степень изученности данной проблемы.
«Мотивации» и «мотивам» посвящено большое количество монографий как отечественных (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев. М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).
Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении были предметом анализа А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина, Л.П. Кичатинова, Л.А. Блохиной, С.Л. Рубинштейна, И.А. Зимней. В этих работах рассматриваются некоторые механизмы формирования мотивов. Вместе с тем, вопросы формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре мало освещены в современной психолого-педагогической литературе.
Педагог, в отличие от представителей педагогической науки, призван найти эффективные пути руководства личностным развитием ребенка в сжатые сроки. Сделать это возможно через организацию педагогически целесообразной деятельности: учителя физической культуры и классного руководителя; учителя физической культуры и родителей, учителя физической культуры и учащихся.
Учитель физической культуры, к сожалению, не всегда уделяет должное внимание формированию мотивационной сферы младших школьников в процессе обучения и воспитания, а также созданию условий для удовлетворения мотивов деятельности, эмоционального подкрепления, чтобы ребенок осознал субъективное положение в деятельности по освоению ценностей физической культуры, здоровья и направленности на ЗОЖ.
Объект исследования – процесс формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников.
Предметом данного исследования являются особенности формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к ЗОЖ на занятиях по физической культуре.
Цель исследования – разработать, выделить особенности организации занятий по физической культуре, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников.
Цель работы определяет следующие задачи:
- Выявить сущность понятий «мотив», «мотивация», «ценностные отношения», «ЗОЖ», «мотивационная сфера младших школьников школьников»;
- Разработать систему работы учителя физической культуры по формированию у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ;
- Анализ исходного состояния мотивационно-ценностного отношения младших школьников к ЗОЖ;
- Апробировать систему работы учителя физической культуры на практике в школе по формированию мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ на занятиях по физической культуре и дать анализ ее результатов.
Цели и задачи определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В приложении представлены: разработки уроков, учебно-тренировочных занятий, разработки внеклассных мероприятий, рекомендации учащихся по режиму дня, анкетирования.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме);
- имперические (анализ системы учебно-воспитательной работы учителя физической культуры, классных руководителей, родителей по ЗОЖ);
- анкеты.
Практическая значимость нашей работы: разработка и апробация занятий по физической культуре, способствующие формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к ЗОЖ и использование их в дальнейшей педагогической деятельности