Формирование ценностного отношения к здоровью через создание индивидуальной траектории физического развития
Содержание
Введение……………………………………………….…………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
1.1. Состояние изучаемого вопроса в современных
научных исследованиях, методической и специальной литературе….…..8
1.2..Формирование ценностного отношения к здоровью как к фактору
физического здоровья учащихся……………..…………………………....11
1.3. Принципы формирования ценностного отношения к здоровью через
создание индивидуальной траектории физического развития…….……..23
ВЫВОД………………………………………………………………………..30
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
2.1.Программы и методы исследования ….…………………………………....33
2.2. Реализация принципа индивидуального подхода на занятиях
физической культуры …………………………………………………....….35
2.3.Исследование и анализ эффективности применения современного
формирование ценностного отношения к здоровью через создание
индивидуальной траектории физического развития. ……………….……47
2.4. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории
физического развития учащихся с использованием современных
оздоровительных методик………………………………………………. .53
ВЫВОД……………………………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….. …………………….67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………76
ВВЕДЕНИЕ
Здоровый человек есть самое
драгоценное произведение природы.
Т.Карлейль
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. В рекламных блоках СМИ предложения универсальных оздоравливающих средств занимают основное место. Закономерно возросло внимание и к здоровью учащихся. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.
Первые шаги к будущему профессионализму работника начинаются с его обучения профессии. Подчеркивая связь здоровья и будущей профессиональной деятельности, мы отмечаем, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития учащегося, его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности. Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений. Классическое и достаточно емкое определение здоровья как физического, психического и социального благополучия нуждается в коррекции, когда речь заходит о здоровье профессиональном. На первый план в трактовке здоровья в этом случае выходят показатели (элементы) психофизического сопряжения, обеспечивающие взаимодействие биологической составляющей и социально-технической среды. При этом обращается внимание на то, что здоровье является "наиболее важным" из аспектов профессионализма, другие, что оно отражается в "психофизической готовности специалиста" и состоит из следующих компонентов: достаточной профессиональной работоспособности; наличия необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени; присутствия мотивации в достижении цели.
Анализируя методические документы за год, можно отметить, что количество учащихся в СОШ школе №28 г. Иркутске по заболеваниям с 10 до 20 - 25%, в некоторых учебных заведениях достигает 40% и по прогнозам к 2005 году может достигнуть 50% от общего количества учащихся. За время обучения здоровье учащихся не улучшается, наоборот, отмечается его ухудшение. К 10 классу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а 11 классу - на 43%.
Увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья в школе №28 г. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Исследования заболеваемости среди учащихся свидетельствуют, что в последние годы на первом месте, как и во всем мире, заболевания сердечно-сосудистой системы, на втором - опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз и т.п.), на третьем - органов дыхания, т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности. Анализ функционального состояния учащихся выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень - 1,8%; средний - 7,7%; низкий - 21,5%; очень низкий - 69%.
«Формирование ценностного отношения к здоровью» как раз и интегрирует все направления работы учебного заведения по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. В какой-то мере это замена валеологии в качестве актуального направления, привлекающего внимание педагогов и общественности к проблеме здоровья учащихся. Несколько лет назад мы образно определяли валеологию как науку о том, «как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра». (Н.К. Смирнов, 1995)[52]. По аналогии формирование ценностного отношения к здоровью можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Формирование ценностного отношения к здоровью можно рассматривать и как основу педагогики — одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой, по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и учителей.
В системной последовательности приобщение любого высшего или среднего учебного заведения и каждого учителя к формированию ценностного отношение к здоровью выглядит так:
1) осознание проблемы негативного воздействия учебного процесса на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
2) признание учителя учебного заведения своей ответственности за неблагополучное состояния здоровья учащихся;
З) овладение необходимыми, формированиями ценностных отношений к здоровью (обретение компетенций);
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащихся и их родителями.
Осознавая значимость данной проблемы, мы поставили перед собой цель – изучить уровень сформированности ценностного отношения к собственному здоровью и разработать индивидуальные траектории развития учащихся.
Исходя из поставленной цели исследования, мы выделили следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
- изучить формирование ценностного отношения к здоровью в учебном процессе физического воспитания
- отследить эффективность использования предложенного комплекса «5 ступеней здоровья» на учебных занятиях;
- создать примерную индивидуальную траекторию развития учащегося.
Объект исследования – специфика организации учебных занятий по физической культуре в школе с учетом выстраивания индивидуальной траектории физического развития учащихся.
Предмет исследования – формирование ценностного отношения к здоровью в учебном процессе.
Рабочая гипотеза: мы предполагаем: если выстроить учебный процесс по физическому воспитанию с учетом индивидуальной траектории физического развития каждого учащегося, то оздоровительный эффект упражнений увеличится.
Методы исследования:
- анализ методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- метод контрольных испытаний.
Новизна исследований состоит в разработке и применении индивидуальной траектории физического развития на занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе.
Практическая значимость нашей работы состоит в:
- использовании выстроенной модели физического развития в дальнейшем саморазвитии учащегося;
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.