Найм и профессиональная адаптация персонала на предприятии ООО «Буратино»
Содержание
Введение 4
1. Теоретические основы формирования кадрового состава 7
1.1. Кадровое планирование 7
1.1.1. Сущность и содержание кадрового планирования 7
1.1.2. Планирование привлечения персонала 11
1.2. Подбор, отбор и найм персонала 16
1.2.1. Сущность процесса отбора персонала 16
1.2.2. Критерии отбора 19
1.2.3. Методы отбора 22
1.2.4. Формирование кадрового резерва 32
1.2.5. Принятие окончательного решения по найму 36
1.3. Оценка системы подбора, отбора и найма 41
1.4. Профессиональная адаптация новых работников 43
1.4.1. Сущность и цели адаптации 43
1.4.2. Процесс адаптации 47
1.4.3. Организация эффективного управления адаптацией 48
1.4.4. Программы адаптации 53
1.4.5. Оценка состояния работы по адаптации 56
2. Анализ системы найма и профессиональной адаптации персонала на предприятии ООО «Буратино» 60
2.1. Краткая организационно-правовая характеристика ООО «Буратино» 60
2.2. Краткая характеристика экономических показателей деятельности ООО «Буратино» 62
2.3. Схема организационной структуры управления персоналом 67
2.4 Анализ трудового персонала ООО «Буратино» 68
2.5. Характеристика системы подбора, отбора и найма ООО «Буратино» 74
2.5.1. Система поиска кадров 75
2.5.2. Процесс отбора кандидатов 76
2.5.3. Приём на работу 79
2.5.4. Формирование кадрового резерва 81
2.6. Характеристика организации процесса адаптации персонала 83
2.7. Оценка эффективности процесса поиска и отбора кандидатов 84
2.8. Рекомендации по совершенствованию системы найма и профессиональной адаптации работников 91
3. Экономическое обоснование совершенствование системы найма и профессиональной адаптации в ООО «Буратино» 98
Заключение 105
Литература 109
Приложение 1. Организационная структура управления ООО «БУРАТИНО»
Приложение 2. Положение об отделе кадров
Приложение 3. Спецификация работ начальника производства
Приложение 4. Должностная инструкция начальника производства
Приложение 5. Анкета работника при приеме на работу
Приложение 6. Перечень возможных вопросов при собеседовании
Приложение 7. Тест «Можете ли вы быть руководителем»
Приложение 8. Тест «Организованный ли вы человек?»
Приложение 9. Трудовой договор с работником
Приложение 10. Приказ о приёме работника на работу
Приложение 11. Личная карточка работника
Приложение 12. Аттестационный лист работника
Приложение 13. Лист оценки социально-психологических качеств потенциального наставника
Приложение 14. Адаптационная программа сотрудника
Приложение 15. Список вопросов для нового сотрудника
Введение
Для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет большое значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.
Многочисленные исследования в разных странах свидетельствуют, что компании, эффективно управляющие персоналом, как правило, достигают более высокого уровня прибыльности и финансового роста, чем их конкуренты, Очевидно, что ценность человеческого потенциала как стратегического фактора успеха кредитных организаций возрастает с увеличением скорости происходящих в них изменений.
В последнее время все больше внимания уделяется проблемам управления персоналом, так как возрастает необходимость в более совершенной методологии планирования контингента и расчета его численности, потребность в более гибкой, легко адаптируемой к новым задачам квалификации персонала и возникают трудности в найме высокопрофессиональных руководителей и специалистов.
Персонал является мотором любой организации, и ошибки при поиске кадров - особенно когда речь идет об отборе кандидатов на руководящие должности - обходятся слишком дорого. Потери, которые несут предприятия от аварий, травматизма и брака в результате того, что были допущены ошибки при отборе новых работников, - это только часть тех расходов, которые приходится нести организации.
Поиск и отбор кадров традиционно рассматривается как функция кадровых служб. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации, качество производимой продукции или предоставляемых услуг, а значит и результаты деятельность организации в целом. Поэтому совершенствование системы найма и профессиональной адаптации персонала является актуальной проблемой.
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Буратино»
Предмет исследования – система найма и профессиональной адаптации персонала.
Цель дипломного проекта – повысить эффективность деятельности организации за счет совершенствования системы подбора, отбора и найма и профессиональной адаптации персонала.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Изучение методологических основ формирования кадрового состава;
- Исследование деятельности ООО «Буратино»;
- Оценка и анализ системы найма и профессиональной адаптации кадров;
- Разработка комплекса мероприятий по усовершенствованию системы подбора, отбора и найма и профессиональной адаптации сотрудников;
- Экономическое обоснование внедрения разработанных предложений.
Информационную основу для выполнения работы составляли: научная и методическая литература, периодические издания, материалы Интернет - сайтов, нормативные акты, а также материалы, полученные на предприятии в ходе прохождения преддипломной практики.
В методологическом разделе проекта рассмотрены сущность и содержание кадрового планирования, процессов подбора, отбора и найма персонала, формирование кадрового резерва. В проектно-аналитической части описана деятельность организации, предоставляемые услуги, ее цели и задачи, приведена графическая схема, отражающая структуру аппарата управления ООО «Буратино», исследована и проанализирована система найма и профессиональной адаптации кадров, приведены рекомендации по совершенствованию этой системы. В третьей части отражено экономическое обоснование внедрения рекомендованных мероприятий. В заключении приводятся выводы и основные результаты работы.