pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Проектирование системы менеджмента качества (на примере ОАО ПО АМЗ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  4

1.    Менеджмент качества как основа конкурентоспособности отрасли сельскохозяйственного машиностроения в России  9

1.1. Характеристика системы менеджмента качества  9

1.2.     Конкурентные преимущества в странах с развитой рыночной экономикой  12

1.3.     Общая характеристика ОАО «ПО АМЗ»  15

1.4.     Актуальность создания СМК на ОАО «ПО «АМЗ»  18

2. Методология проектирования процессорно-ориентированной системы менеджмента качества на предприятии  22

2.1.     Процессный подход к управлению предприятием  22

2.2.     Современная методология и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов  35

2.3.     Управление бизнес-процессами (цикл PDCA) 46

2.4.     Информационная поддержка СУБП   51

2.5.     Методология и информационные технологии управления проектами  59

3. Проектирование процессорно-ориентированной системы менеджмента качества на ОАО «ПО АМЗ»  70

3.1.     Проектно-ориентированные методы в создании процессно-ориентированной системы менеджмента ОАО «ПО «АМЗ»  70

3.2.     Основные процессы ОАО «ПО «АМЗ»  74

3.3.     Разработка и управление процессом литейного производства  77

Заключение  82

Список использованной литературы   84

Приложения  91

Приложение 1. Основные шаги «ускоренного» метода описания бизнес-процессов организации

Приложение 2. Основные шаги «полного» метода описания бизнес-процессов организации

Приложение 3. Сравнение функциональных возможностей ARIS Toolset и BPWin

Приложение 4. Проект создания процессно-ориентированной системы менеджмента качества на ОАО «ПО АМЗ»

Приложение 5. Альтернативный проект «Разработка системы менеджмента качества на ОАО «ПО АМЗ»»

Приложение 6. Диаграмма основных групп процессов ОАО «ПО «АМЗ»

Приложение 7. Диаграмма декомпозиции процессов менеджмента высшего руководства

Приложение 8. Диаграмма декомпозиции процессов менеджмента ресурсов

Приложение 9. Контрольные точки литейного производства

Приложение 10. Процедура управления процессом литейного производства

 

 


Введение

В период развития рыночных отношений для успешного ведения бизнеса достаточно было поставлять потребителям пользующуюся спросом продукцию, не уделяя особого внимания контролю над ее качеством. За последние несколько лет уровень конкуренции значительно возрос. Теперь поставщики товаров и услуг в борьбе за клиента обязаны соблюдать определенные правила, которые включают, помимо всего прочего, постоянный мониторинг процесса изготовления продукции на предмет неизменности ее качества [15]. Качество - важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции, это та степень удовлетворенности потребителя, которую он получает от набора ожидаемых характеристик товара, уровня обслуживания при продаже и поставке товара и послепродажного обслуживания, возможности оказывать влияние на характеристики продукции и взаимодействие между потребителем и компанией-производителем. Таким образом, качество становится главным фактором завоевания не только российских, но и международных рынков.

Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Система менеджмента качества (СМК) – это, прежде всего, такой способ организации дела на предприятии, который позволяет поставлять потребителю продукцию, отвечающую его требованиям. Для потребителя система качества предприятия является гарантией качества продукции. Для руководителей предприятия система качества — это их уверенность в том, что задачи, которые они ставят перед коллективом, будут выполнены.

Стандартами, позволяющими подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 – серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира [32].

Принятие международных стандартов ИСО серии 9000 создало единую нормативную базу для сертификации систем качества во многих странах. В настоящее время уже сертифицировали систему качества более 500000 предприятий. Примерами организаций, внедривших систему качества, могут служить: Королевский госпиталь в Австралии; британский дом престарелых, американская Федеральная Корпорация Экспресс (Fed Ex), насчитывающая более 120000 работников в 210 странах мира. В России это ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», АО «Ижорские заводы» (Санкт - Петербург), АО «Нитрон» (Саратов). Немало также примеров, свидетельствующих о неудачах в бизнесе, поскольку качество продукции не соответствует ожиданиям потребителей.

В мировой практике конкурентоспособность продукции определяется: соответствием качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя; совокупными затратами на закупку, доставку и эксплуатацию продукции; способностью предприятия выполнять поставки в сроки, удобные для потребителя; репутацией, имиджем предприятия на рынке, наличием аргументов, подтверждающих надежность предприятия как партнера, и способностью представить эти аргументы.

Прогресс национальной экономики Японии является примером роли системы качества в становлении предприятий и росте конкурентоспособности страны. Для разработки и внедрения на японских предприятиях системы качества в 1950 году в Японию был приглашен доктор Эдвардс Деминг, один из ведущих специалистов США в области статистических методов управления качеством. 

Успех японских фирм виден на двух примерах. Доля продажи копировальных аппаратов фирмы «Рикон» на японском рынке составляла 1%, а фирмы «Ксерокс» - 90%. В результате внедрения системы качества фирма «Рикон» за три года вышла в мировые лидеры, и доля ее продукции на японском рынке составила уже 30% . После внедрения эффективной системы качества доля автомобильной продукции фирмы «Тойота» на японском рынке составляет более 40%.

В последние годы в РФ интенсифицировались работы по организации и проведении работ по сертификации систем качества, зарегистрировано около 2000 систем качества. Правительство РФ поддерживает различные формы стимулирования производства высококачественной и конкурентоспособной продукции и услуг. Разрабатывается Концепция Правительства РФ в области качества, в 1997 году учреждена премия Правительства РФ [27], которая ежегодно присуждается предприятиям как признание их достижений в повышении качества.

Одно из важнейших требований, предъявляемых к компании, претендующей на сертификат соответствия стандарту ISO 9000 – наличие четких описаний применяемых на этом предприятии бизнес - процедур (бизнес-процессов).

Описание бизнес-процессов предприятия необходимо начинать еще на стадии проектирования системы менеджмента качества, так как проект в виде описания процессов более удобен в реализации.

Проблема состоит в том, что текстовое описание деятельности (функционирования) предприятия требует от менеджеров не только значительных трудозатрат, но также весьма специфической способности к написанию объемных и при этом внутренне непротиворечивых текстов. В настоящее время для решения этой задачи предлагаются специальные методы и инструментальные средства, которые базируются на международных стандартах описания бизнес - процедур.

В 1997 г. на рынке появились специальные программные продукты (CASE - средства), которые фактически обеспечивают инструментальную поддержку и реализацию структурных функционально-ориентированных методологий моделирования бизнес-процессов. В настоящее время таких программных продуктов насчитывается более 300 наименований. Поэтому с точки зрения создания эффективной системы менеджмента качества (эффективного менеджмента в целом) достаточно актуальна, во-первых, проблема выбора инструментальных средств, а, во-вторых, весьма важен практический опыт решения прикладных задач с использованием данных инструментальных средств, с точки зрения развития и уточнения концепции структурной функционально-ориентированной методологии моделирования бизнес-процессов в конкретных предметных областях.

Объект дипломной работы – процессно-ориентированная система менеджмента качества на предприятии.

Предмет дипломной работы – современные методы и средства проектирования процессно-ориентированной системы менеджмента качества предприятия.

Цель дипломной работы – разработать и реализовать на примере конкретного предприятия методику проектирования системы менеджмента качества предприятия на соответствие с требованиями международных стандартов серии ISO 9000 с использованием информационных технологий моделирования бизнес-процессов.

Задачи дипломной работы:

  • проанализировать современное состояние отрасли сельскохозяйственного машиностроения в РФ;
  • рассмотреть деятельность ОАО «ПО «АМЗ» и охарактеризовать качество выпускаемой продукции;
  • рассмотреть теоретические основы создания системы менеджмента качества на предприятии;
  • проанализировать возможности современных методов и инструментальных средств в проектировании процессно-ориентированных систем менеджмента качества;
  • разработать методику проектирования процессно-ориентированной системы менеджмента качества с учетом специфики предприятия ОАО «ПО «АМЗ»;
  • апробировать методику проектирования СМК на примере создания элементов процессно-ориентированной системы менеджмента литейного цеха ОАО «ПО «АМЗ».

В первой главе дипломной работы рассмотрено понятие менеджмента качества как основы конкурентоспособности в отрасли машиностроения. Охарактеризовано современное состояние отрасли сельскохозяйственного машиностроения в России, рассмотрены конкурентные преимущества в странах с развитой рыночной экономикой, приводиться общая характеристика и актуальность создания СМК на ОАО «ПО «АМЗ».

Во второй главе дипломной работы описана методология проектирования системы менеджмента качества. В рамках данной методологии рассмотрены основные понятия процессного подхода к управлению предприятием, современная методология моделирования бизнес-процессов, проанализированы инструментальные средства моделирования бизнес-процессов, раскрывается понятие управления бизнес-процессами и методологии управления проектами.

В третьей главе дипломной работы представлены элементы проектирования процессно-ориентированной системы менеджмента качества на примере предприятия ОАО «ПО «АМЗ». Разработан проект создания и внедрения СМК с использованием инструментальной среды Microsoft Office Project 2003. Осуществлена разработка и управление процессом литейного производства с применением CASE-средства Aris 6.0, а также предложена методика информационной поддержки СУБП на примере процесса литейного производства.


Возврат в  Заказать эту работу