Учет и внутренний контроль кассовых операций банка
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Теоретические основы организации учёта, анализа и контроля кассовых операций в коммерческом банке 7
1.1. Понятие и сущность кассовых операций коммерческого банка 7
1.2. Организация учёта кассовых операций в коммерческом банке 17
1.3. Контроль кассовых операций в коммерческом банке 25
1.4. Проблемы и направления совершенствования организации учёта кассовых операций 29
2. Особенности организации учёта и контроля кассовых операций в отделении сбербанка № 22 35
2.1. Экономическая характеристика Сбербанка 35
2.2. Оценка организации учёта и контроля кассовых операций в отделении сбербанка № 22 41
2.3. Анализ кассовых операций в отделении сбербанка 51
3. Совершенствование организации учёта и повышение эффективности контроля кассовых операций в отделении сбербанка №22 59
3.1. Рекомендации по совершенствованию организации учёта кассовых операций Банке 59
3.2. Рекомендации по совершенствованию организации контроля кассовых операций в отделении сбербанка № 22 71
Заключение 80
Список использованных источников 85
Приложение 1. Основные финансовые показатели деятельности Сбербанка в 2003-2005 г.г.
Приложение 2. Выписка из учетной политики Сбербанка на 2006 г.
Приложение 3. Объявление на взнос наличными (заполненная форма)
Введение
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве.
Основной частью денежного оборота (80-90 %) является безналичный платежный оборот, практически полностью проходящий через банковские учреждения, в которых ведутся счета предприятий и организаций. Таким образом, от работы в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц коммерческими банками зависит бесперебойное функционирование всего хозяйственного организма. Осуществляя расчётно-кассовые операции, банки способствуют развитию реального сектора экономики. Кассовые операции характеризуют одну из основных функциональных обязанностей банка.
Выбор клиентом коммерческого банка для кассового обслуживания обязывает коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с банком по кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о степени обоснованности установленных банком тарифов на кассовые услуги. Организация кассового обслуживания является "визитной карточкой" любого банка.
На сегодняшний день кассовое обслуживание в коммерческих банках находится примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.
На данный момент коммерческие банки стремятся усовершенствовать методы и инструменты в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране.
Учёт кассовых операций коммерческом банке имеет существенные особенности – по характеру операций, отражающихся в бухгалтерском учёте, и по организации учётной работы, по форме и содержанию бухгалтерской и другой учётной документации, ну и, конечно, по основным бухгалтерским проводкам.
Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированные, законодательно закреплённые указания по бухгалтерскому и налоговому учёту и контролю за совершением хозяйственных операций и их законностью. Необходимость контроля обусловлена тем, что неверное оформление операций, неправильное отражение в учёте отдельных хозяйственных ситуаций неизбежно приведёт к конфликту не только с налоговыми органами, но и с партнерами по бизнесу или своими работниками. При отсутствии надлежащим образом оформленных документов коммерческий банк бывает вынужден доказывать факт осуществления тех или иных финансово – хозяйственных операций и правильность их отражения в бухгалтерских и налоговых отчётах с помощью документов, имеющих лишь косвенное отношение к спорному вопросу, что в ряде случаев вызывает большие затруднения.
Поэтому актуальность знания основ бухгалтерского учета, учета и контроля кассовых операций, его рациональной и правильной организации в настоящее время выдвинута на передний план. Они нужны для своевременного принятия грамотных финансово-экономических решений, для контроля за движением денежных средств, доходами и расходами коммерческого банка.
Эффективность руководства деятельностью коммерческого банка полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную и своевременную экономическую информацию. Далеко не у всех коммерческих банков организация учетного процесса кассовых операций совершенна. Всё это свидетельствует об актуальности темы дипломной работы.
Объектом исследования является отделение сбербанка № 22, а предметом - выступает организация учета и контроля кассовых операций в коммерческом банке.
Цель исследования: совершенствование организации учета и контроля кассовых операций в исследуемом коммерческом банке.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- Раскрыть сущность, показать место и роль кассовых операций в коммерческом банке.
- Рассмотреть принципы организации учёта и контроля кассовых операций в коммерческом банке.
- Выделить особенности действующей в Сбербанке системы бухгалтерского учета и контроля кассовых операций.
- Разработать рекомендации, направленные на совершенствование организации учета и контроля за кассовыми операциями в Сбербанке.
- Выполнить экономическое обоснование предлагаемых рекомендаций
Информационная база исследования: экономическая литература отечественных авторов, раскрывающая способы ведения бухгалтерского учета и организацию контроля за кассовыми операциями в коммерческих банках, материалы периодической печати – журналы «Банковское дело», «Банковские технологии», «Бухгалтерия и банки», нормативные документы, регулирующие порядок учёта кассовых операций, а также фактические материалы исследуемого банка.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты организации учета, анализа и контроля кассовых операций в коммерческом банке.
Во второй главе даётся экономическая характеристика рассматриваемого банка, особенности организации действующей в банке системы бухгалтерского учета кассовых операций, рассмотрены формы контроля и проводится анализ кассовых операций.
Третья глава посвящена разработке рекомендаций, направленных на совершенствование организации учета и осуществления контроля за кассовыми операциями в Сбербанке.