Формирование самостоятельности у детей раннего возраста как условие адаптации к ДОУ
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации детей к условиям ДОУ.. 8
1.1. Понятие «социальная адаптация» и механизмы ее протекания. 8
1.2. Особенности развития самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия формирования самостоятельности ребенка в разных видах деятельности. 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельность у детей раннего возраста как условие адаптации к ДОУ.. 34
2.1. Своеобразие протекания адаптационного периода детей двух-трех лет. 34
2.2. Особенности проявления самостоятельности у детей раннего возраста. 46
2.3. Содержание и методика формирования самостоятельности как условия успешной адаптации детей к ДОУ.. 48
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы.. 65
Заключение. 74
Список литературы.. 77
Приложения. 82
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в качестве основного ориентира воспитания и образования детей раннего и дошкольного возраста выступает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, отражающий согласованные общественно-государственные и социально-культурные ожидания относительно уровня современного дошкольного образования.
В качестве одной из наиболее значимых задач современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО выступает развитие самостоятельности детей, для формирования которой наиболее благоприятным является период раннего и дошкольного возраста. В современной литературе самостоятельность рассматривается в качестве одного из наиболее значимых качеств личности, которое характеризуется наличием умений ставить перед собой определенные задачи и цели, а также добиваться их достижения собственными силами. Научные данные позволяют говорить о том, что самостоятельность выступает как одно из наиболее значимых качеств в контексте социального и личностного созревания, а также готовности детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе. Проблема развития самостоятельности в отечественной педагогической и психологической науке основывается преимущественно на осознании важности педагогического руководства ее становлением. Определяющее значение в формировании самостоятельности детей раннего возраста имеет личностно-ориентированная модель воспитания, субъект-субъектные отношения в рамках системы «ребенок-взрослый», адекватные методы и приемы воспитания, которые поддерживают, а также активизируют стремление ребенка осуществлять деятельность самостоятельно.
Немаловажное значение имеет самостоятельность для адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Исследования ученых (Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова) указывают на то, что характер и специфические особенности адаптации существенным образом зависят от возраста детей, а также от их индивидуальных особенностей. В период раннего возраста дети подвергаются особенно интенсивным ограничениям взрослых, в связи с чем ребенок оказывается вынужден приспосабливаться к воздействиям. В период раннего возраста особенно интенсивно протекает физическое развитие, в то же время данный процесс существенным образом подвержен колебаниям и срывам. Изменение условий среды, а также необходимость адаптации к новому социальному окружению в ДОУ предполагает необходимость выработки новых форм поведения и требует от ребенка существенных усилий, вызывая ряд психологических и педагогических проблем как ребенка.
Проблема адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению в отечественной психологической и педагогической науке освящена достаточно широко (А.И. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Процесс адаптации рассматривается преимущественно в медико-педагогическом аспекте. Анализ научных исследований показывает, что в настоящее время наиболее изученными являются вопросы адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, выделяются факторы, которые оказывают влияние на процесс адаптации, на его длительность, разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов относительно деятельности подготовки к ДОУ и обеспечении наиболее эффективного адаптационного периода (Белкина В.Н., Белкина Л.В., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора К.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В. и др.).
Вместе с тем, к настоящему времени недостаточно проработанными являются вопросы влияния самостоятельности на процесс адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ. Отсутствие однозначной информации по данной проблеме, а также значимость как формирования самостоятельности, так и обеспечения адаптации ребенка к ДОУ обеспечивает актуальность обращения к теме «Формирование самостоятельности у детей раннего возраста как условие адаптации к ДОУ».
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию к условиям дошкольного учреждения как результат формирования самостоятельности у детей раннего возраста.
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Предмет исследования – формирование самостоятельности у детей раннего возраста как условие адаптации к ДОУ.
Гипотеза исследования:
Процесс формирования самостоятельности у детей раннего возраста как условие адаптации к ДОУ будет эффективным, если:
- своевременно выявлять актуальный уровень адаптации к ДОУ у детей раннего возраста.
- проводить систему развивающих игровых обучающих ситуаций, направленных на повышение уровня самостоятельности как условия адаптации к ДОУ.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и сущность феномена «социальная адаптация» и определить особенности механизма ее протекания.
2. Охарактеризовать особенности развития самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования самостоятельности ребенка в различных видах деятельности.
4. Спланировать и осуществить опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование самостоятельности у детей раннего возраста как условия адаптации к ДОУ.
База исследования: ДОУ Х г. Н. В исследовании приняло участие тридцать дошкольников, воспитанников ясельной группы в возрасте 2 лет. Экспериментальную группу составляли семь мальчиков и восемь девочек, контрольную группу составило восемь мальчиков и семь девочек.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- беседа с воспитателями;
- наблюдение за детьми;
- анкетирование родителей;
- изучение и анализ документации по адаптации детей раннего возраста;
- эксперимент.
- метод математической статистики.
В исследовании были использованы следующие диагностические средства:
1. Метод исследования уровня психофизиологической адаптации детей к ДОУ
2. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (по К.Л. Печоре).
3. Оценка самостоятельности и активности детей» (А. Козлова)
Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с использованием следующих критериев:
1. Статистический критерий Манна-Уитни.
2. Статистический критерий Вилкоксона.
Теоретико-методологические основы исследования:
- исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская);
- исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
- исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).
Практическая значимость исследования заключается в определении возможностей формирования самостоятельности у детей раннего возраста как условия адаптации к ДОУ, а также в разработке модели формирования самостоятельности у детей раннего возраста. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольного образования.
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы, а также приложения.