Региональные финансы. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
Оглавление
Введение. 3
1 Теоретические основы региональных финансов. 5
1.1 Содержание и роль региональных финансов. 5
1.2 Федерализм и бюджетно-налоговые отношения. 10
2 Анализ российской модели бюджетно-налогового федерализма. 18
2.1 Бюджетный федерализм и его развитие в современных условиях. 18
2.2 Процессы становления российской модели бюджетно-налогового федерализма 20
3 Проблемы экономических отношений в условиях федерализма и их российская специфика. 26
Заключение. 31
Библиографический список. 34
Введение
Современный этап экономического развития России характеризуется яркими проявлениями нарастающего кризиса федеративных отношений. Эта проблема становится настолько острой, что на повестку дня выносится вопрос о сохранении территориальной целостности страны, формировании единого экономического пространства. Причем определяющими факторами дезинтеграционных процессов выступают не политические, социальные, а именно экономические причины.
Укрепление федеративных отношений в России может осуществляться, по нашему мнению, только в виде межрегионального экономического союза, основанного на единстве государственных и региональных интересов. На этом должен строиться и механизм межбюджетных отношений.
Отличительная особенность российского бюджетного федерализма заключается в том, что его развитие во многом определяется реформами экономики. Нельзя не согласиться с тем, что проводимые экономические преобразования должны основываться на качественно новой бюджетно-налоговой политике. В связи с этим, проблемы бюджетного федерализма актуальны в настоящее время. В связи с этим, выбрана тема исследования: «Региональные финансы. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил».
В отечественной науке исследование проблем федерализма началось еще в дореволюционный период и осуществлялась представителями юридической науки. Определяющей темой был анализ теоретических основ федеративной формы государственного устройства. В работах С.А.Корфа и А.С.Ященко дана развернутая характеристика федерализма с позиции раскрытия сущности организации суверенитета в федеративном государстве.
В советский период (А И. Лепешкин, О.И.Чистяков) проводился анализ советского федерализма как нового типа федерализма и по своей экономической сути и по своей политической основе.
Современное состояние российского федерализма исследуется в работах Р.Г.Абдулатипова, Л.Ф.Болтенковой, И.А.Умновой, В.Ф.Шумейко, Л.М.Карапетяна, АН. Аринина, Г В.Марченко и др. Так, в монографии /, В.Ф. Шумейко «Российские реформы и федерализм» рассматривается широкий круг проблем становления российского федерализма во взаимосвязи с процессами демократических преобразований и экономического реформирования в России. Критическому анализу подвергается опыт создания бюджетного федерализма, приватизации, преобразования в сферах природопользования, в инвестиционно-структурной политике, территориальной системе управления. Выдвигаются предложения по совершенствованию механизма федеративных отношений, дальнейшему развитию экономических реформ.
Объект курсовой работы – общественные отношения, связанные с построение системы бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Предмет курсовой работы - региональные финансы и закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.
Цель исследования – рассмотреть проблемы региональных финансов и бюджетного федерализма в целом в Российской Федерации в период её современного существования.
Задачи курсовой работы:
1 рассмотреть федерализм и бюджетно-налоговые отношения;
2 выяснить процессы становления российской модели;
3 выяснить проблемы экономических отношений в условиях федерализма и рассмотреть их российскую специфику.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнительный метод.