Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы роли домохозяйств в рыночной экономике 5
1.1 Сущность домашнего хозяйства, его роль и функции в рыночной экономике. 5
1.2 Типология и стратегии поведения домохозяйств 10
Глава 2. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике 16
2.1 Основные теории экономического поведения человека 16
2.2 Сущность рационального поведения потребителей 22
Глава 3. Прикладные аспекты роли домохозяйств в рыночной экономике России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ
В экономически развитых странах совокупность домохозяйств уже много лет является принципиально важной частью национальной экономической системы, одним из основных субъектов экономики, который представляет интересы всего населения и учитывается во всех процессах макрорегулирования и статистической отчетности. Домохозяйство - поставщик экономических ресурсов и основная потребительская единица. Доходы, получаемые домохозяиствами от продажи ресурсов, используются для удовлетворения потребностей с ориентацией на максимизацию полезностей.
В России, в связи с отсутствием института частной собственности, экономическая роль семьи была ограничена в основном потребительскими функциями, а домохозяйство не имело возможности конституироваться как, экономический субъект. Поэтому в экономической теории в советские годы проблемы семьи и домохозяйства рассматривались урезанно и принципиально отлично от того, что представлено в современной экономической науке.
Переход страны к организации хозяйства на принципах рыночной экономики с перспективой цивилизованного развития обусловливает объективную необходимость изменения экономической роли семьи " и формирования домохозяйства как важнейшего экономического субъекта в кругообороте ресурсов, товаров и услуг. Специфические проблемы в России возникают также в связи с особой ролью подсобных хозяйств семьи в обеспечении их жизненных потребностей. В этом контексте экономические функции подсобных хозяйств приобретают свои отличительные черты, дополняя экономику семьи и домашнее хозяйство. Этим объясняется актуальность темы курсовой работы: «Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике».
Объект исследования – потребители и домашние хозяйства.
Предмет курсовой работы - рациональное поведение потребителя и роль домохозяйств в рыночной экономике.
Цель исследования – рассмотреть теоретико-прикладные основы роли домохозяйств в рыночной экономике.
В связи с поставленной целью в исследовании предстоит решить следующие задачи:
- выявить сущность домашнего хозяйства, выяснить его роль и рассмотреть функции в рыночной экономике;
- рассмотреть типологию и стратегию поведения домохозяйств;
- рассмотреть основные теории экономического поведения человека;
- выявить сущность рационального поведения потребителей;
- рассмотреть некоторые прикладные аспекты данной проблемы.
В исследовании использованы методы экономического анализа, синтеза, сравнительный метод, метод анализ литературы по проблеме.