Надзорная деятельность прокурора при производстве дознания
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика дознания как самостоятельной формы предварительного расследования……………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность дознания…………………………………………..6
1.2 Виды дознания…………………………………………………………..10
2. Функции прокуратуры в уголовном процессе России…………………………………………………………………………..15
2.1 Понятие и система функций прокуратуры в Российской Федерации………………………………………………………………………….15
2.2 Положение и функции прокурора в уголовном процессе……………20
3. Особенности осуществления прокурорского надзора за осуществлением дознания………………………..23
3.1 Прокурорский надзор за дознанием на стадии возбуждения и расследования уголовного дела…………………………………………………..23
3.2 Прокурорский надзор на стадии окончания дознания………………28
Заключение……………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………..37
Введение
Актуальность темы исследования. Предварительное расследование является одной из самых продолжительных с точки зрения временных интервалов и осуществляемых процессуальных действий стадий всего уголовного процесса. На данной стадии уголовного процесса уполномоченные на производство предварительного расследования государственные органы и их должностные лица осуществляют не только функцию предупреждения преступности. На них также возлагается обязанность по раскрытию и расследованию преступления, установлению лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления. На фоне существенного обновления деятельности суда в российском уголовном процессе предварительное расследование осталось без значительных, концептуальных изменений, не считая отдельных процедурных моментов.
Действующим законодательством предусмотрено две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание, производство которых тщательным образом регламентируется действующим уголовно-процессуальным законодательством, что обуславливается тем обстоятельством, что от того, насколько полно и достаточно собраны доказательства по уголовному делу, во многом зависит установление истины по уголовному делу и последующее вынесение судом законного решения. Изучение теоретических и практических аспектов производства дознания и предварительного следствия в уголовном процессе способствует правильному применению уголовно-процессуальных норм.
В связи с необходимостью противодействия незаконным действиям при производстве дознания действующим законодательством предусматриваются различные виды контроля и надзора, одним из которых выступает прокурорский надзор. Ведомственный контроль не может способствовать эффективному выявлению нарушений требований закона при производстве дознания в силу его закрытости, и заинтересованности в определенных показателях, касающихся выявленных, пресеченных, раскрытых и предупрежденных преступлений. Судебный контроль производится лишь при возникновении определенных обстоятельств, и не имеет постоянного характера. Более того, он не подвергает правовой оценке весь объем оперативно-служебных документов. В связи с этим единственным эффективным видом надзора за законностью при производстве дознания выступает прокурорский надзор, изучение и совершенствование правовых и методологических основ которого имеет большое значение. Так, в 2013 году прокурорами было отменено 23498 постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовного дела, 2 575 024 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, 24 763 постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), 407 571 о приостановлении предварительного следствия. При этом, основная масса выявленных прокурорами нарушений связана с приемом, регистрацией и рассмотрением сообщений о преступлении (3 489 553 случаев) [35].
Однако, полномочия прокурора по надзору за законностью при производстве дознания претерпели существенные изменения, что привело к лишению прокуроров многих закрепленных ранее за ним полномочий. В этой связи актуальность рассмотрения темы настоящего исследования приобретает особое значение.
Объектом курсовой работы выступает изучение общественных отношений, которые возникают в сфере прокурорского надзора за производством дознания.
Предметом курсовой работы являются нормы российского уголовно-процессуального законодательства, которые регламентируют основания, условия и порядок осуществления прокурорского надзора за производством дознания как формы предварительного расследования.
Целью работы является изучение нормативно-правовых актов и научных исследований, различных аспектов теоретического и практического характера в сфере прокурорского надзора за производством дознания, а также выявление проблем в этой сфере.
Поставленная цель работы обуславливает необходимость постановки и решения следующих задач:
1) рассмотреть понятие и сущность дознания;
2) определить виды дознания по уголовно-процессуальному законодательству РФ;
3) изучить понятие и систему функций прокуратуры в Российской Федерации;
4) охарактеризовать положение и функции прокурора в уголовном процессе;
5) выявить особенности осуществления прокурорского надзора за дознанием на стадии возбуждения и расследования уголовного дела;
6) исследовать полномочия прокурора при осуществлении надзора на стадии окончания дознания.
Основу методологического подхода в данном исследовании составили исторический метод, методы системно-структурного и комплексного анализа, приемы и способы толкования различных юридических понятий и явлений, логические способы изучения и лексические приемы.
Теоретическую основу данного исследования составили труды таких ученых и исследователей рассматриваемого вопроса, как Е.Н. Арестова, В.В. Вандышев, А.В. Гриненко, К.Б. Калиновский, Н.А. Колоколов, А.В. Пиюк, А.П. Рыжаков, А.В. Смирнов, А.Х. Срукова и многих других.
Настоящая курсовая работа структурно состоит из введения, 3 глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, библиографического списка использованных источников.