Этическая беседа как метод воспитания младших школьников
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. |
3 |
1. Понятие этической беседы, требования к ней……………………………... |
6 |
2. Виды этических бесед в начальной школе…………………………………. |
11 |
3. Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками….. |
19 |
Заключение……………………………………………………………………… |
25 |
Список использованной литературы…………………………………………... |
28 |
Приложения……………………………………………………………………… |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
В процессе этического воспитания младших школьников аккумуляция знаний о требованиях и нормах морали приобретает важную значимость в повседневной и учебной жизни детей. В связи с этим очевидна необходимость организации этического воспитания младших школьников, формирование у них норм морали и этичности. [7; 143]
Бесспорна и потребность организации воспитательной работы педагога над разъяснением содержания этических норм, этических отношений человека к труду, обществу, коллективу, к самому себе и окружающим тебя людям. Поэтому в воспитании любого морально-этического качества применяются различные методы и средства воспитания. В общей системе этического воспитания важное место занимает группа средств, нацеленных понятий, суждений, оценок на воспитание этических взглядов.
Одним из продуктивных методов этического воспитания младших школьников культуры поведения представляются этические беседы. [4; 28]
Проблеме этических бесед большое внимание уделяли современные психологи и педагоги, отечественные и зарубежные авторы: Архангельский А.М., Богдановой О.С., Кольберг Л., Пиаже Ж., Субботский Е.В., Якобсон С.Г. и другие, в которых указываются способы дальнейшего развития содержания, форм, принципов, методов этического воспитания, выявляется сущность основных понятий теории этического воспитания. Они исследовали этическое воспитание и рассматривают его в разных аспектах жизнедеятельности учащихся.
Этическая беседа является эффективным средством воспитания поведенческой культуры у младших школьников, помогающая им освоить правила и нормы культурного поведения. Этическое развитие младших школьников связано с развитием их морального сознания. [16; 64]
Основной целью, к которой стремится педагог в ходе этической беседы является формирование гуманной личности, таких качеств, как чувство ответственности, доброты, справедливости, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема исследования: «Этическая беседа как метод воспитания младших школьников».
Проблема исследования: каковы условия эффективности этических бесед как метода воспитания младших школьников?
Цель исследования: изучить условия эффективности этических бесед как метода воспитания младших школьников.
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования: этическая беседа как метод воспитания младших школьников и условия её эффективности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
- Раскрыть понятие этической беседы и требования к ней.
- Рассмотреть виды этических бесед в начальной школе.
- Изучить условия эффективности этических бесед с младшими школьниками.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектов темы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.
В первом параграфе «Понятие этической беседы, требования к ней» рассматривается понятие, значение и требования этической беседы в воспитании младших школьников.
Во втором параграфе «Виды этических бесед в начальной школе» анализируются виды этических бесед и их влияние младших школьников.
В третьем параграфе «Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками» анализируются условия, при которых этическая беседа будет эффективна для младших школьников.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 39 страниц машинописного текста, включая введение, основную часть, заключений, список литературы и приложения. Список литературы включает в себя 34 наименования.