Психология творчества как отрасль психологического знания
Содержание
Введение………………………………………………………………………. |
3 |
1.Понятие и природа творчества……………………………………………. |
6 |
2. Психологические теории творчества……………………………………… |
15 |
3. Методы исследования и диагностики творческого процесса……………. |
19 |
Заключение…………………………….………………………………………. |
23 |
Список литературы……………..……………………………………………… |
26 |
Введение
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох, таких как: Дж. Гилфорд: «Творческий потенциал может быть определен как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению»; Р. Арнхейм: «О творчестве нельзя судить по тому объекту, которое оно воспроизводит…Творчество – это полное развертывание знаний, действий и желаний»; З. Фрейд в своих учениях пытался объяснить механизмы творчества неосознанными влечениями человека и их сублимацией. А также идеи о роли наследственности в развитии творческой одаренности. Работа Ф. Гальтона «Наследственность таланта» и идеи Гартмана о приоритете бессознательного в творческом процессе вызывают особый интерес к творчеству во сне, к процессам «озарения», которые способствовали развитию психологии творчества. На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве», «теория творчества» или «психология творчества». Научно-техническая революция второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества: индивиду приходится самому искать ответы на новые вопросы, к которым не применимы старые подходы; НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее для людей.
В связи с этим психология творчества стала исследовать явления с разных сторон. Но основания для выделения этих сторон были еще субъективны и неорганизованны. Таким образом, появилась эмпирическая многоаспектность. Психология творчества стала обрастать конгломератом знаний, который включает в себя философские, социологические, логические, этические, эстетические, психологические, физиологические, педагогические и прочие идеи. Это была наука промежуточного - эмпирического типа психологического знания.
В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных сферах деятельности подтвердила научные изыскания в аспекте: творческие достижения имеют не только личностный характер, но и социальный. С. В. Тришина указывает на то, что в современной науке сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности: психология творчества.
По мнению многочисленных авторов, данная тема сложна в понимании, т.к. нет единого подхода. Представители различных отраслей гуманитарных наук в последнее время все настойчивее и настойчивее прогнозируют кризис творчества. Есть несколько причин, в связи с которыми сложилось данное положение. Одна из них — это то, что в сознании современного человека существует распространённое мнение, что творчество является уделом избранных и лишь человек, одарённый особым талантом может его развить в себе, в связи с этим только он может быть призван к творчеству.
Анализ литературы дает возможность сделать вывод о том, что на сегодняшний день человеку необходимо овладеть творческими умениями, стратегиями и тактиками как инструментарием деятельности.
Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема исследования: "Психология творчества как отрасль психологического знания".
Цель исследования: теоретически обосновать психологические аспекты процесса творчества.
Объект исследование: психология творчества, ее тенденции и перспективы развития.
Предмет исследования: методы исследования процесса творчества.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами была сформулированы следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть природу творчества.
- Изучить психологические теории творчества.
- Определить и изучить методы исследования и диагностики творческого процесса.
Методы исследование: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектов темы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования.
В первом параграфе «понятие и природа творчества» рассматривается творчество, его признаки, характеристика основных видов творчества, а также психологические механизмы творчества.
Во втором параграфе «психологические теории творчества» анализируются основные теории и концепции творчества.
В третьем параграфе «методы исследования и диагностики творческого процесса» анализируются, соответственно, методы, позволяющие исследовать сам процесс творчества и способность личности создавать продукт творчества.
В заключении изложены основные выводы по теме, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 26 страниц машинописного текста. Список литературы включает в себя 14 наименований.