Психофизиологическая адаптация первоклассников к школе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. 5
1.3. Особенности феномена адаптации к школьному обучению.. 15
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. 23
2.1. Организация и планирование эмпирического исследования. 23
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Процессы адаптации ребёнка к условиям среды обитания опосредованы биологическими, социальными и психологическими факторами. В возрасте 6-12 лет у детей идёт этап аффективного развития личности. Для этого возраста характерными особенностями являются непоседливость, сложности в управлении собственным поведением и эмоциональная возбудимость. Основным уровнем реагирования на «вредности» является аффективный (эмоциональный). Ребёнок в этом возрасте чрезвычайно раним и часто встречается со сложностями адаптации к условиям школьного обучения. Поэтому в случае постоянного нервно-психического напряжения в школе или дома по самым разным причинам у него может произойти задержка развития на этапе аффективного формирования, и в дальнейшем в структуре личности сохранятся и будут проявляться такие черты, как недостаточный самоконтроль, сниженная способность к адекватной оценке ситуации, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, тревожность, робость, пассивность или агрессивность и другие заострения эмоциональных черт и отклонения поведения. Эти негативные последствия существенно затрудняют социализацию ребёнка и сказываются на его адаптации к учебному процессу.
Установлено, что деятельность, связанная с приёмом и переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, эмоциональной сферы, может приводить к перегрузкам, а затем к возникновению сердечно-сосудистых и нервных заболеваний.
Физиолого-гигиенические исследования влияния учебной нагрузки на динамику умственной работоспособности, степень утомления и состояние здоровья учащихся показали, что чрезмерная учебная нагрузка и нарушения физиолого-гигиенических требований к организации режима для детей приводят к существенному снижению умственной работоспособности.
Данные аспекты обуславливают актуальность обращения к проблеме психофизиологической адаптации первоклассников к школе.
Цель работы – охарактеризовать понятие и специфику психофизиологической адаптации первоклассников к школе.
Объект – психофизиологическая адаптация.
Предмет – психофизиологическая адаптация первоклассников к школе.
Задачи:
1. Охарактеризовать психологические особенности учащихся начальных классов.
2. Охарактеризовать особенности адаптации первоклассников к школе.
3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на исследование отдельных аспектов психофизиологической адаптации первоклассников к школе.
Методы исследования:
1. Метод анализа научных источников.
2. Методы практического психолого-педагогического исследования – методы опроса, тестирования, а также наблюдения.
3. Специальные методы математической статистики – графический метод.
Структура исследования соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы.