Познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы познавательного интереса у младших школьников. 5
1.1 Характеристика понятия "познавательный интерес". 5
1.2.Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников 5
1.3 Виды мотивов учения. 5
1.4 Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста. 5
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательного интереса младших школьников 5
2.1.Методы и процедура исследования. 5
2.2 Организация уроков, направленных на формирование и развитие мотивов познавательного интереса младших школьников. 5
2.3.Практические рекомендации педагогам по развитию познавательных интересов 5
Заключение. 5
Список использованной литературы.. 5
Приложение 5
Введение
На современном этапе школе необходима такая организации деятельности, которая смогла бы обеспечить развитие личностных качеств учеников, а также их творческое отношение к жизни, вовлечение новейших учебных программ, осуществление принципа гуманного подхода к школьникам. Другими словами, школа является весьма заинтересованной в знании о характеристиках психического развития всех детей.
Качество школьного воспитания и обучения в большей мере обусловливается тем, насколько педагогический процесс является ориентированным на психологию возрастного и индивидуального развития школьника. Это подразумевает психолого-педагогическое исследование детей в течение всего периода обучения для определения личностных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его позитивной активности, раскрытия его уникальности, своевременной помощи в случае отставания в учебе или плохом поведении. Это достаточно важно в начальной школе, когда лишь начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба обретает характер главной деятельности, где формируются психика и качества ребенка, в первую очередь, познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания.
Учение — это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы.
Такое понимание учения как целостной деятельности противостоит не изжитым окончательно функционалистским представлениям об учении как совокупности, сумме отдельных психических функций — мышления, памяти, внимания и др. Главным для учения является не «протекание» этих функций, а участие ребенка в активной деятельности: именно в ней решаются задачи развития личности данного ученика
Игра как феноменальное явление человечества наиболее подробно исследуется в психологии и философии. В педагогике и методике преподавания огромное внимание уделяется играм дошкольников и младших школьников. Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру в качестве важного метода обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста.
Игровые технологии представляют собой уникальную форму обучения, которая дает возможность разнообразить не только творческую работу учеников, но и повседневные шаги в сторону изучения родного языка. Занимательный характер игры превращает однотонную деятельность в богатую на эмоции по запоминанию, повторению, закреплению или же усвоению информации, а эмоциональность игры активизирует все психические процессы и функции ребенка. Еще одной положительной стороной игры является то, что она содействует применению знаний в новых ситуациях, таким образом, материал, который усваивают дети, проходит через некую практику, делает учебный процесс разнообразнее.
Этим обусловливается актуальность нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования – характерные особенности познавательного интереса как средства формирования мотивов учения младших школьников
Цель нашего исследования заключается в теоретическом определении особенностей познавательного интереса как средства формирования мотивов учения младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ понятия «познавательный интерес» и определить особенности развития познавательных интересов у младших школьников.
3. Определить возможности игровых технологий как наиболее подходящего метода формирования мотивов учения младших школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий как средства развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста.