Формирование ценностного отношения к окружающему миру старших дошкольников
Содержание
Введение........................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста................... 6
1.1 Анализ теории ценностей и формирования ценностного отношения к миру …………………………………………………………………………….6
1.2 Психологические особенности нравственного развития детей дошкольного возраста 11
1.3. Психолого-педагогическое обоснование процесса формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение процесса формирования ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников 22
2.1. Основы опытно-экспериментальной работы....................................... 22
2.2. Определение уровней ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников............................................................................................. 23
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы......................................... 30
Заключение..................................................................................................... 33
Приложение…………………………………………………..………………...38
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки педагогически целесообразных средств целостного, личностного подхода к ребенку дошкольного возраста как к субъекту ценностного освоения мира. Анализ проблемного поля образования показал, что сегодня в нем выделяю множество подходов к переосмыслению ценностей образования в связи с изменение общества. На первое место выходит аксиологический подход в образовании. Он ознаменовал собой постановку в центр психолого-педагогических теорий и технологий общечеловеческих ценностей.
В соответствии с этим положением у ребенка должен формироваться целостный образ культуры. Поэтому именно ценности становятся фундаментом, на котором происходит обогащение содержания образа мира у детей, организованной под влиянием взрослых.
Исследователи обратились к проблеме ориентации детей дошкольного возраста на общечеловеческие ценности, на закономерности данного процесса, только в последние годы общественного развития.
Педагогический аспект проблемы формирования ценностного отношения к окружающему миру недостаточно изучен и не решается однозначно в зарубежной и отечественной науке. Проблемой изучения вопросов ценностного отношения к окружающему миру детей занимались А. А. Бердяев, В. П. Тугаринов, Н. Р. Гинзбург, К. Левин, П. В. Симонов, В. Н. Мясищев, Н. Ф. Виноградова, К. К. Платонов и многие другие.
Проблема своеобразия способов формирования ценностного отношения к окружающему миру дошкольников принадлежит к числу малоисследованных.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определена важностью педагогического обеспечения начальных этапов формирования ценностей и потребностью практики в разработке педагогически целесообразных способов формирования ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников.
Это обусловило постановку нашего научного аппарата:
Объект исследования - процесс формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – определить эффективность условий формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать философскую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования;
- определить уровень сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
- определить эффективность экспериментальной работы.
Гипотеза исследования – процесс формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более эффективно, если соблюдать следующие педагогические условия:
- опора на личный опыт детей, уважение мнения каждого ребенка, как воспитателем, так и сверстниками;
- рассмотрение педагогами проблемы формирования ценностного отношения к окружающему миру как необходимого компонента воспитания детей;
- организация фронтальной работы с детьми, диалогов с детьми по поводу ценностей;
- создание ценностной насыщенности в обучении и воспитании;
- использование художественных средств, с целью формирования у каждого ребенка собственного отношения к окружающему миру;
- актуализация активности старших дошкольников в присвоении системы ценностей;
- систематичность и непрерывность процесса формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей.
В ходе исследования применялись следующие теоретические и экспериментальные методы: анализ и обработка теоретического материала, продуктивные методики, беседа, эксперимент.
Экспериментальной базой исследования выступил МДОУ Детский сад № 104 «Золотая рыбка» г. Орска, старшая группа.
Положения, выносимые на защиту:
- теоретические положения, раскрывающие особенности формирования ценностного отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста;
- содержание процесса формирования ценностного отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста.