Воспитание трудолюбия у детей 6 (шести) лет
Содержание
Введение. 3
1.Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей 6 лет. 6
1.1 Характеристика трудовой деятельности дошкольника. 6
1.2 Понятие и сущность трудолюбия как качества личности дошкольника. 14
1.3 Формы и методы воспитания трудолюбия детей. 19
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию трудолюбия у детей 6 лет 34
2.1 Диагностика уровня сформированности трудолюбия у детей 6 лет. 34
2.2 Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. 48
2.3 Обсуждение результатов опытно-педагогической работы.. 53
Заключение. 56
Список использованных источников. 60
Введение
На воспитание положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста влияют его содержание, методы руководства деятельностью и условия ее организации, а также коллективный характер деятельности, формирование у детей представлений о труде взрослых, общественных мотивов труда, наличие умений, создание трудовой атмосферы. Поднимается вопрос о роли эмоционального состояния ребенка в процессе деятельности дифференцированного подхода к детям
при определения методов воздействии на них. Однако влияние этих факторов исследовано недостаточно: методы и приемы педагогических
воздействий не учитывают изменений происходящих в отношении ребенка к труду в процессе трудового воспитания; недостаточно изучен вопрос о том, каким образом труд оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка и побуждает его к дальнейшей деятельности. Кроме того, в педагогической литературе отмечается, что на формирование отношения ребенка к труду оказывают влияние величина физической нагрузки, систематичность участия детей в работе.
Таким образом, несмотря на многообразие работ, изучающих
проблему трудового воспитания, вопросы комплексного обоснования
педагогических условий формирования положительного отношения к
труду решены недостаточно.
Систематическое включение в труд каждого ребенка, правильный режим труда, создание и поддержание положительного эмоционального состояния ребенка на всех этапах трудового процесса могут вызвать у детей устойчивое желание трудиться. А постепенная смена методов обеспечит на этой основе формирование положительного отношения к труду.
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Воспитание трудолюбия у детей 6 лет»
Объект исследования – процесс формирование трудолюбия у детей 6 лет.
Предмет – педагогические условия формирования трудолюбия у
детей 6-го года жизни.
Цель исследования – определить наиболее эффективные педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Гипотеза – формирование трудолюбия у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если обеспечиваются следующие
педагогические условия:
- использование педагогической диагностики;
- оптимальное построение взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми;
- рациональная организация взаимодействия ребенка с природным окружением.
Задачи исследования:
- Изучить специальную литературу по проблеме исследования
- Дать характеристику трудолюбия как качества личности старших дошкольников, определить критерии его сформированное.
- Разработать и апробировать педагогическую диагностику
трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. - Экспериментально проверить и доказать влияние характера взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, а также его отношения к природе на процесс формирования трудолюбия.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за деятельностью детей, беседа с детьми, анкетирование воспитателей, родителей, изучение продуктов детской деятельности, опытно-экспериментальная работа, математические методы
обработки полученных данных.
Исходными теоретическими положениями исследования выступают теории трудового воспитания (П.Р.Атутов, А.Н.Бондаренко, Р.С.Буре, Я.Л.Коломинский, М.В.Крулехт, Л.В.Куцакова, В.И.Логинова, А.С.Макаренко, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.); основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, А.Д.Семенова, К.С.Чиряев, З.Б.Цаллагова и др.).
База исследования: Детский сад №116 Ералашка г. Орска.