pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Работа над речевыми ошибками


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 5

1. Теоретический аспект изучения речевых ошибок учащихся. 8

1.1 Понятие о речевой ошибке. 8

1.2 Классификация речевых ошибок. 11

1.3 Исправление речевых ошибок. 23

2. Опытно-экспериментальная работа над речевыми ошибками младших школьников  30

2.1 Диагностика речевых ошибок младших школьников. 30

2.2  Исправление речевых ошибок младших школьников. 35

2.3 Анализ результатов исследования. 44

Заключение. 51

Список использованных источников. 53

Приложение А Изложение. 57

Приложение Б  Изложение. 58

Приложение В Комплекс упражнений. 59

Приложение Г  Графический анализ речевых ошибок, допущенных учащимися ………………………………………………………………………………...……..63

 


Введение

 

Актуальность исследования. Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.

Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка в малом объеме, фрагментарно.

Данное положение обусловлено тем, что учитель не всегда может определить тип ошибки, допускаемой учеником, и соответственно подобрать нужное упражнение для ее исправления. Кроме того, как показывает анализ методической литературы, существуют различные классификации ошибок в речи учащихся, однако единой классификации нет, что затрудняет работу учителя в этом направлении.

В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Работа над речевыми ошибками учащихся во втором классе».

Проблема исследования: каковы наиболее эффективные методы работы над речевыми ошибками учащихся?

Цель исследования: выявить  на основе опытно-экспериментального исследования эффективные методы для работы над речевыми ошибками учащихся.

Объект исследования: работа над речевыми ошибками учащихся.

Предмет исследования: методы работы над речевыми ошибками учащихся.

Задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2)  Определить понятие речевых ошибок;

3)  Выявить особенности речевых ошибок младших школьников;

4)  Систематизировать задания и упражнения, направленные на работу над речевыми ошибками младших школьников;

5)  Разработать и апробировать программу коррекции речевых ошибок.

Гипотеза исследования: использование комплекса упражнений, состоящего из упражнений на построение предложений, на устранение повторов в речи, на обнаружение ошибок в речи, на устранение различных речевых ошибок способствует устранению речевых ошибок и недочетов в письменной речи младших школьников.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 37 г. Орска.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования.

Методологическая основа исследования. В нашем исследовании мы изучили следующие концепции и теории: речевые ошибки как отклонение от литературной нормы (Т.А. Ладыженская, М.С. Львов, С.Н. Цейнтлин, Ю.В. Фоменко и другие); коррекция речевых ошибок у младших школьников (Ф.П. Сергеева, М.С. Соловейчик).

Научная новизна исследования заключается в том, что обогащены имеющиеся теоретические представления русского языка о работе над речевыми ошибками учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан и апробирован  комплекс упражнений для коррекции речевых ошибок у младших школьников. Данный комплекс может быть использован педагогами в своей работе.

Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений. 

Во введении обосновывается актуальность исследования, проблема, определяются объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза, выбраны методы и база исследования, его научная новизна и практическая значимость, выносятся положения на защиту.

В первой главе «Теоретический аспект изучения речевых ошибок учащихся» раскрыто понятие «речевая ошибка», систематизированы речевые ошибки младших школьников.

Во  второй главе «Опытно-экспериментальная работа над речевыми ошибками младших школьников» представлена программа и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по исправлению речевых ошибок младших школьников.

В заключении подводятся общие итоги исследования.

Список использованных источников  насчитывает    56 наименований.

Положения, выносимые на защиту:

 - в младшем школьном возрасте дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения. Типичными ошибками являются: ошибки в построении предложений, повторы одних и тех же слов.

- комплекс упражнений для эффективной работы над речевыми ошибками, должен состоять из следующих упражнений:

а) Упражнения на построения предложений (простых и сложных).

в) Упражнения на устранение повторов в речи.

г) Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.

д) Упражнения на устранение  различных речевых ошибок.


Возврат в  Заказать эту работу