Особенности развития устной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1 Понятие «речь». 6
1.2 Особенности развития речи старших дошкольников. 10
1.3 Обучение устной речи старших дошкольников в процессе общения со взрослыми 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 28
2.1 Диагностика уровня речевого развития. 28
2.2 Формирующий эксперимент. 34
2.3 Анализ результатов исследования. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Развитие устной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в устной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная устная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими устной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития устной (диалогической и монологической) речи.
Психологическая природа устной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение устной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Основы методики развития речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Изучались особенности речи детей, методики обучения разным типам текстов с опорой на разные источники высказываний. Авторами определены цели и задачи развития устной речи, методические принципы, созданы системы занятий, обучающих различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью.
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Особенности развития устной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми».
Проблема исследования: каковы особенности развития устной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми ?
Цель исследования: выявить на основе опытно-экспериментального исследования эффективность общения со взрослыми старших дошкольников для развития устной речи.
Объект исследования: процесс общения старших дошкольников со взрослыми.
Предмет исследования: устная речь детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть речь.
3. Изучить особенности устной речи детей старшего дошкольного позраста.
3. Разработать и апробировать программу опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: Формирование устной речи детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если формировать монологическую и диалогическую речь дошкольников в процессе общения их с воспитателями и родителями.
Опытно-экспериментальная база исследования: ДОУ №113.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования.
Методологическая основа исследования. теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).