Методика работы над беглостью чтения в начальных классах
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД БЕГЛОСТЬЮ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 5
1.1 Взгляды ученых на методику чтения. 5
1.2 Формирование навыка беглости чтения. 12
1.3 Комплекс упражнений для развития беглости чтения. 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 23
2.1 Основы опытно-экспериментальной работы.. 23
2.2 Формирование беглости чтения у учащихся 2 «А» класса СОШ № 52. 27
2.3 Анализ результатов исследования. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ. 37
ВВЕДЕНИЕ
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу [10].
Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков [6].
Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования «Методика работы над беглостью чтения в начальных классах».
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные методы работы над беглостью чтения в начальных классах?
Цель исследования: выявить на основе опытно-экспериментального исследования эффективные методы работы над беглостью чтения в начальных классах.
Объект исследования: процесс формирования навыка беглости чтения.
Предмет исследования: беглость чтения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятие беглость чтения.
3. Изучить методику формирования беглости чтения в начальных классах.
4. Разработать и апробировать программу по формированию беглости чтения.
Гипотеза исследования: Если развивать внимание, угол зрение, произношение, то беглость чтения улучшиться.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 52 г. Орска.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования.