Система речевых упражнений на уроках русского языка в начальной школе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 7
1.1. Понятие «упражнения». Система речевых упражнений. 7
1.2 Использование речевых упражнений на уроках русского языка. 9
1.3 Речевые упражнения на лексическом уровне. 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 31
2.1 Основы опытно-экспериментальной работы.. 31
2.2 Анализ результатов исследования. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что основной задачей преподавания русского языка как родного языка является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Развитие речи включает в себя усвоение литературной языковой нормы, усвоение навыков чтения и письма, совершенствование культуры речи.
Помимо этого, в развитие речи включается произносительная работа — дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов.
В развитии речи выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).
Особую роль в развитии речи играет синтаксис.
Он позволяет с функциональной точки зрения оценить все средства языка и речи, изученные в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и морфологии.
Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить словосочетание и предложение, обогащает синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки.
Для достижения результатов необходима систематическая работа учителя и учащихся.
Систематичность в развитии речи обеспечивается наличием четырех условий: последовательность упражнений, их перспективность, разнообразие упражнений и умение подчинить разнообразные виды упражнений общей цели.
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Система речевых упражнений на уроках русского языка в начальной школе».
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные речевые упражнения на уроках русского языка в начальной школе?
Цель исследования: выявить на основе опытно-экспериментального исследования эффективные речевые упражнения на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: процесс преподавания русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: система речевых упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятия «упражнение», «система речевых упражнений».
3. Рассмотреть использование речевых упражнений на уроках русского языка в начальной школе.
4. Разработать и апробировать систему речевых упражнений.
Гипотеза исследования: Развитие речевой деятельности младших школьников будет эффективным, если на уроках русского языка речевые упражнения применять в системе.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №4 г. Орска. 4 «А».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования.