Понятие музыкального воображения
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ 6
1.1 Воображение его механизмы и виды.. 6
1.2 Теоретические представления о музыкальном воображении и его психологическая характеристика. 22
1.3. Особенности развития музыкального воображения в младшем школьном возрасте 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 39
2.1 Организация и методика изучения особенностей воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе. 39
2.2 Содержание уроков музыки по исследованию воображения младших школьников в 4 классе. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
ВВЕДЕНИЕ
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, музыкой, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением. [2]
Изучением воображения занимались исследователи: в области психологии - Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер; в области педагогики -Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.; в области музыкальной педагогики - Апраксина О.А., Румер М.А, Ветлугина В.В., Теплов Б.М., Асафьев Б.В., Савшинский С.И, Беренбойм Л.А.
В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое, музыкальное. В творческое входят мечта и фантазия.
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников. Поэтому темой нашей курсовой работы является «Понятие музыкальное воображение».
Цель исследования: изучить особенности развития музыкального воображение младших школьников на уроке музыки.
Задачи:
- Изучить литературу по теме курсовой работы;
- Раскрыть сущность понятия воображение, музыкальное воображение.
- Описать особенности музыкального воображения в младшем школьном возрасте на уроках музыки.
- Подобрать методику для развития воображения в младшем школьном возрасте и реализовать её на практике.
- Составить конспекты по развитию воображения в младшем школьном возрасте на уроке музыки в 4 классе.
Методы исследования: изучение литературы по данной проблеме, обобщение теоретического материала и практическая работа по реализации уроков музыки в средней общеобразовательной школе № 52 г. Орска в 4 классе.