Воспитание физической культуры личности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 6
1.1 Понятие физической культуры личности. 6
1.2 Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни 12
1.3 Ценности физической культуры.. 14
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 19
2.1 Рабочая концепция и конструктивные принципы физического воспитания школьников. 19
2.2 Струкрурно-функциональный образ реализации концепции физического воспитания школьников. 22
2.3 Базовая технологическая модель предмета «Физическая культура». 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
ВВЕДЕНИЕ
«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» (П.Ф. Лесгафт «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста»)
Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленной на формирование его физической, телесной природы. В одном из своих направлений физическая культура призвана удовлетворять потребности личности и общества в оздоровительной двигательной деятельности. Не случайно насущные проблемы физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян обсуждались 30 января 2002 года на заседании Государственного совета Российской Федерации, на котором председательствовал Президент РФ В.В.Путин.
В письме Министерства образования РФ от 26. 08. 02 «О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» физическая культура и спорт рассматривается как важный педагогический фактор и средство по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Физическая культура в общеобразовательной школе понимается как педагогический процесс телесного и интеллектуального воспитания учащихся. Она имеет большое общественно-социальное значение и в первую очередь направлена на физическое развитие, оздоровление занимающихся физическими упражнениями, подготовку школьников к жизни и деятельности при условии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Образовательная область «Физическая культура», так обозначен учебный предмет в программах учащихся 1-4, 5-9, 10-11 классов, рассматривается как обучение школьников физкультурным знаниям, двигательным умениям, развитие физических качеств (силы,выносливости,быстроты, ловкости, гибкости), необходимых человеку в повседневной жизни и в спортивных занятиях. В период занятий физической культурой реализуются цели российской системы физического воспитания, задачи физического воспитания школьников (оздоровительные, образовательные, воспитательные), осуществляется обучение учеников самостоятельно заниматься физическими упражнениями в школе, в домашних условиях, после завершения общего образования, в течение всей жизни. Школьник, став взрослым человеком, должен знать, как физически правильно воспитывать своих будущих детей.
Физическая культура в школе трансформируется в педагогический процесс физического воспитания разных возрастных групп учащихся по направлениям:
- Урочное,
- Прикладное,
- Физкультурно-оздоровительное,
- Внеклассное,
- Общешкольное.
Процесс физического воспитания школьников осуществляется не только по пути телесного, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития, трудового и профессионального обучения (профессионально-прикладная физическая подготовка).
Еще древнегреческий философ Платон (427-348гг. до н. э.) называл хромым человека, тело и душа которого не были развиты в одинаковой степени.
Физическое воспитание в школе призвано носить системный характер и отражать потребности российского общества в воспитании, обучении и развитии человека новогоХХ1века.
Ведущая цель физического воспитания школьников - формирование физической культуры ученика, создание здорового классного коллектива, жизнедеятельных возрастных групп школьников (младшей, средней, старшей). В Законе Российской Федерации «Об образовании» устанавливается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности»
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Воспитание физической культуры личности».
Проблема исследования: каковы условия воспитания физической культуры личности?
Цель исследования: выявить комплекс условий воспитания физической культуры личности.
Объект исследования: физическая культура личности.
Предмет исследования: процесс воспитания физической культуры личности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятие «физическая культура».
3. Рассмотреть ценности физической культуры.
4. Раскрыть процесс воспитания физической культуры в общеобразовательном учреждении.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.