pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Одиночество подростков и методы его измерения


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ..7

1.1   Понятие одиночества в отечественной и зарубежной литературе………...7

1.2   Проблема одиночества в подростковом возрасте…………………………17

1.3   Одиночество подростков и социально-психологические проблемы……20

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА…………27

2.1 Основы опытно-экспериментальной работы………………………………27

2.2 Методы измерения одиночества подростков………………………………30

2.3 Анализ результатов исследования…………………………………..……...34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...…………………………………………………………..41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мы живём в то время, когда происходят огромные изменения в стиле жизни, связанные с изменениями социальных, политических, экономических и других основ. Эти изменения носят глобальный характер, и русское общество сегодня оказалось в том состоянии, которое раньше назвали бы «перепутьем», «переломом», «сменой вех». Культурологи называют это состояние точнее – «культурным промежутком»:  «пространство между концом чего-то определённого и началом чего-то неизвестного, маргинального по своей сущности» [11, с. 323].

Такие периоды бывают в жизни каждого общества. Именно тогда человек вдруг начинает осознавать собственную бесполезность и невозможность реализовать свои личностные способности. На уровне общества это застой, кризис; на уровне человека – распад высших ценностей и социальное отчуждение.

Человек в современном мире, в той культурной ситуации, которую мы определяем как промежуточную, оказался в децентрированном пространстве, в дискретном времени, для него исчезла линейная целевая направленность, устарела былая просвещенческая идея о том, что главной является точка в конце пути… Он (человек – Т.В.) действительно живёт «здесь и сейчас», живёт «на трассе», в пути, как перекати-поле, утратившее прочные корни и прикреплённость к почве [11, с. 327].

Итак, одиночество порождается утерей смысла бытия человека в современном обществе. Но зависит это не только от самого человека. Скорее это не его вина, а его беда. Слишком много объективных факторов выпало на наш стремительный век, и противостоять им каждая отдельная личность сама по себе просто не в силах. Именно поэтому мы и говорим, что наше время – время отчуждения и одиночества [34, с. 48].

 

Одним из таких факторов превращения чувства одиночества в психологическое качество, а его переживание в одну из глобальных человеческих проблем можно считать полную и повсеместную победу современного научного мышления.

Так, к началу XX века наука проникла во все сферы человеческой жизни и стала основной формой осмысления не только мира, но и самого человека. Человек оказался «аналитически» разобранным на составные части   (биохимические или физиологические процессы, анатомическое строение и т.п.). Аналитичность науки привела к утрате в массовом сознании представления об уникальности и целостности человека [34, с. 68].

Как следствие, развитие производства стало требовать наличие у человека какого-то одного умения, доведённого до автоматизма, как у робота, совершенно не интересуясь его внутренним миром и воспринимая человека как трудовую единицу.

В свете всего вышеизложенного становится понятен тот факт, что проблема одиночества, равно важная для всех времён, стала предметом  особого интереса в наши дни. Не только искусство, но и философия, физиология, социология и, разумеется, психология занимаются исследованием изменений, возникающих в психике личности, по тем или иным причинам испытывающей чувство одиночества.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования : «Одиночество подростков и методы его измерения».

Цель нашего исследования – изучить особенности подросткового одиночества.

Предметом изучения являются особенности подросткового одиночества.

Объект исследования: ученики 8-10 классов (13-16 лет) МОУ СОШ № 25 в количестве 38 человек.

 

        

В соответствии с целью в нашей работе решались следующие задачи:

  1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме одиночества.
  2. Выявить подростков, испытывающих состояние одиночества.
  3. Определить личностные особенности подростков, чувствующих себя одинокими.
  4. Выявить особенности социализации подростков, испытывающих состояние одиночества.

Гипотезы  исследования:

  1. Подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными личностными особенностями и особенностями общения, которые вызывают данное состояние.
  2. Состояние одиночества отрицательно влияет на коммуникативные способности подростков и их статус в коллективе сверстников.

Методы исследования. В качестве методов исследования нами использовались метод теоретического анализа специальной психологической, литературы и такие эмпирические методы как  тестирование и социометрия. Для количественного анализа полученных данных использовались методы математической статистики, в частности t – критерий Стьюдента, коэффициент ранговой корреляции по Спирмену.

Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода

Практическая значимость исследования       состоит в том,        что

полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в процессе психологического консультирования.

Достоверность и надежность исследования определяются и обеспечиваются исходными методологическими позициями, репрезентативностью выборки.


Возврат в  Заказать эту работу