Особенности использования дидактических игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………….9
1.1 Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………………………………………..9
1.2 Классификация дидактических игр …………………………………….12
1.3 Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста ……………………………...14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ…………………………………………………27
2.1 Диагностика знаний по математики учеников 1 класса………………….27
2.2 Методика использования дидактических игр на уроках математики в 1 классе при изучении темы «Нумерация чисел»………………………………30
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………45
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.
Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.”,- писала Н.К. Крупская [12].
Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Особенности использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста».
Проблема исследования: каковы особенности использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:
1. На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «дидактическая игра», «учебные умения и навыки младших школьников»
2. Изучить особенности использования дидактической игры в учебном процессе начальной школы на основе изучения психолого–педагогической литературы и периодической печати.
З. Выявить на основе опытно–экспериментального исследования наиболее эффективные формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр на уроках математики в первом классе при изучении темы «Нумерация чисел» помогает эффективному усвоению материала.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ литературных источников, теоретический анализ полученных результатов, педагогический эксперимент.
Структура и содержание курсовой работы определены логикой исследования. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, литературу.
Во введении определяется актуальность избранной темы исследования; объектно–предметная область исследования, гипотеза, задачи, осуществлён выбор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников» раскрывается понятие «дидактическая игра», «учебные умения и навыки младших школьников»; роль дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста; классификация дидактических игр; формы и методы использования дидактических игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр на уроках математики в 1 классе» представлен ход и результаты экспериментальной работы.
В заключении представлены результаты исследования и основные выводы.