Причины и форма детских страхов как патология
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ КАК ПАТОЛОГИИ…………………………………………………………………….6
1.1 Понятие детских страхов…………………………………………………….6
1.2 Причины и формы детских страхов……………………………………….14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДЕЛЕНИЮ СТРАХОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………..27
2.1 Диагностика детских страхов……………………………………………….27
2.2 Коррекциях детских страхов………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………....39
ВВЕДЕНИЕ
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх, как тень, преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.
Страх… Кому не известно это состояние? От внезапно нахлынувшего, парализующего волю чувства до продолжительного ощущения беспокойства и тревоги, сопровождающегося бессонными ночами, стремлением во что бы то ни стало забыться, прогнать прочь неприятные впечатления.
Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до « эмоционального паралича ». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно[4]. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия. Всё это и определило актуальность данной работы.
Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности.
Проблемой страхов занимались многие учёные: И. П. Павлов, Б.И. Додонов, Боулби, В.К.Вилюнас, Эрих Фромм. Попытку определить и описать формы страха сделал Фриц Риман в своей книге «Основные формы страха». Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен [10]. Согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт[10], предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М.Прихожан.
В ходе работы была выдвинута гипотеза: методика выявления страхов и их преодоление будет эффективнее, если глубже раскрыть природу возникновения страхов, их психологический аспект.
Объектом изучения выступает: процесс изучения страха как патологии у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются: психологические особенности возникновения страхов.
Цель работы: изучить психологические предпосылки возникновения страхов для дальнейшего выявления и преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие страха как паталогии;
- выявить причины, виды и формы страхов
- рассмотреть методику выявления и преодоления страхов у детей
- изучить литературу по указанной теме.
В работе были использованы методы исследования: наблюдение, эксперимент, изучение психолого-педагогического опыта, изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых литературных источников.