Психологический анализ взаимоотношений братьев и сестер
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА …………………………………6
1.1 Концепция о сиблинговой позиции…………………………………………6
1.2 Взаимоотношения между старшими и младшими детьми…………………9
1.3 Особенности возрастной и половой градации……………………………..24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…………………………………….33
2.1 Диагностика взаимоотношений братьев и сестер…………………………33
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Его любят на несколько лет дольше. Один на один, трепетно и нежно. Именно рождение первенца делает взрослых мамами и папами. Сила первой любви к "наследнику" на время затмевает другие чувства и мысли, весь мир. Но почему-то когда ребенок был единственным, не так заметны промахи в его воспитании. Как внимательно прислушивались к советам других, как бережно копили личный опыт для "следующего раза"! Воспитание старшего - это всегда плод ошибок трудных, трудный выбор, практический опыт… и отчасти "первый блин".
Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда рождается следующий" - поговаривают в народе. Быть может, оно просто переходит на качественно иной уровень? С рождением малыша старший некоторое время болезненно остро реагирует на "вторжение" на свою территорию. Его самая известная роль - страдальца: то и дело переспрашивает, кого больше любят, просит его поцеловать столько же раз, сколько и плачущего младенца, внимательно подсчитывая и "взвешивая" порции ласки.
Но время бежит быстро, и вчерашние "соперники" будут дружно выставлять вас за дверь, чтобы вы не мешали их играм.
Мама, родившая второго ребенка, безотчетно "записывает" старшего во Взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него Понимания и Помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного "облегчить" себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной психологической "ловушки" - противопоставить "хорошего" маленького "плохому" старшему. Свойство человеческой психики делить мир на черное - белое. Однако "плохое - хорошее" играет в данном случае против самих родителей.
Взаимоотношения детей всегда имели важную роль при формировании общей атмосферы в семье. Возраст, пол, временной разрыв – все это имеет значение для определения социальных ролей сестер и братьев, но будут ли они заботливыми по отношению друг к другу или останутся непримиримыми врагами, зависит прежде всего от родителей, от степени их участия в воспитании.
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Психологический анализ взаимоотношений братьев и сестер подросткового возраста».
Проблема исследования: каковы особенности психологического анализа взаимоотношений братьев и сестер подросткового возраста?
Цель исследования заключается в решении данной проблемы.
Объект исследования – основа взаимоотношений старших и младших детей в семье.
Предмет исследования: условия позитивных взаимоотношений старших и младших детей в семье.
Цель работы: выявить особенности взаимоотношений старшего и младшего ребенка в семье.
Задачи исследования:
- Выявить особенности воспитания и развития нескольких детей в семье;
- Проанализировать взаимоотношения между старшими и младшими детьми;
- Рассмотреть проблему соперничества между детьми;
- Выявить значимость влияния пола и возраста на взаимоотношения между детьми;
- Проанализировать методы и методики исследования взаимоотношений старших и младших детей в семье;
- Дать анализ проблеме изучения детских взаимоотношений;
- Исследовать феномен детской ревности.
Первые экспериментальные исследования в области детских взаимоотношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.
В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.
Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок - взрослый. Гипотеза исследования. В семье позитивные взаимоотношения между детьми устанавливаются при условии:
- позиция родителей основана на гуманности и любви ко всем детям в семье.
- установление взаимного контакта основанного на той или иной социальной роли, занимаемой ребенком.