pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Профессиональная деформация


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА  1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ  ЛИЧНОСТИ  УЧИТЕЛЯ …..….6

1.1     Понятие  профессиональной педагогической  деятельности в современной психологи...................................................................................6

1.2     Профессиональная деформация личности учителя и ее виды…………...15

1.3     Эмоциональные нарушения личности учителя ………………………….29

1.4     Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности………………………………………………………………..42

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ  УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ УЧИТЕЛЯ………………………………………………………………………...46

2.1 Организация экспериментального исследования………………………….46

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….61

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………63

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы. Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессия, образующая основную форму активности личности. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет большие возможности для удовлетворения их потребностей, обнаружения творческого потенциала, самоактуализации. Однако профессия нередко вынуждает организм работника сопротивляться действию различных влияний, обусловленных сущностью самой профессии, к которым относятся как внешние раздражители, так и специфика выполняемой деятельности.

Влияние профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы ещё древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце XIX и начале XX вв., когда известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация». По мнению многих авторов, профессиональная деформация проявляется в первую очередь в профессиональной среде «человек-человек», в которую входят преподавательский, медицинский, управленческий труд, воинская деятельность, служба быта и т.п. [12, 24, 28, 40].

В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой темы профессиональной деформации личности, можно назвать таких психологов, как Р. М. Грановская, Н. В. Клюева, А. А. Крылов, Е. С. Кузьмин, А. К. Маркова, В. Е. Орел, Е. И. Рогов, и др. В первых рядах психологов, обратившихся к этой проблеме, отметим Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева.

В настоящее время интерес к указанной проблематике, после некоторого затишья, вновь возрастает, т.к. многие психологи подчеркивают недостаточность теоретического обоснования данной темы, не разработанность методологического аппарата для её исследования, а также отсутствие практических методов и приемов в отношении коррекции и профилактики профессиональной деформации представителей разных профессиональных групп [12, 24, 29]. Проблема влияния профессии на личность и связанных с этим изменений в ней, имеет огромное значение в теоретическом и практическом плане, т.к. гармоничные взаимоотношения профессии и личности человека - это залог здорового общества, в целом, и оптимально выстроенного существования конкретного человека, в частности.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Профессиональная деформация личности учителя».

Предмет исследования: профессиональная деформация личности учителя.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания и тревожность как составляющие профессиональной деформации личности учителя.

Цель исследования: изучить особенности профессиональной деформации личности учителя в педагогической деятельности.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Дать определение понятиям «профессиональная деформация», «эмоциональное выгорание».
  3.  Экспериментально изучить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания и тревожности у педагогов.

Гипотеза исследования: уровень профессиональной деформации личности педагога зависит от стажа работы, и его профессиональной мотивации.

База исследования: СОШ № 25 г. Орска. В исследовании приняли участие 30 педагогов с разным стажем работы.

Методы исследования:

  1. анализ научной литературы по проблеме исследования;
  2. наблюдение;
  3. тестирование;
  4. метод математической обработки данных.

Возврат в  Заказать эту работу