Использование тестов при изучении общего речевого развития детей младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВ В ИЗУЧЕНИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Сущность общего речевого развития младших школьников 5
1.2 Общая характеристика речевого развития младших школьников 12
1.3 Использование тестов в изучении речевого развития младших школьников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ТЕСТОВ В ИЗУЧЕНИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Констатирующий эксперимент по определению уровня речевого развития младших школьников средствами тестирования 28
2.2 Работа по развитию речевых умений с младшими школьниками 31
2.3 Контрольный эксперимент по определению уровня речевого развития младших школьников средствами тестирования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития народного образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной средней школе, среди которых значительное место занимают дети с различными особенностями речевого развития. Согласно исследованиям отечественных дефектологов, дети с задержкой психического развития имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций. Особенно существенно отставание детей этой категории в развитии мышления и речи. Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников с задержкой психического развития – обязательное условие их общения в среде сверстников и взрослых людей. В ходе филологической подготовки в школе проблемным детям необходимо овладевать разными видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом. Основное место в решении этой задачи принадлежит педагогам.
В то же время нельзя недооценивать роль родителей в развитии речевой деятельности детей с психической недостаточностью. Под руководством учителя-дефектолога родители могут содействовать расширению речевой практики ребенка, закреплению полученных в школе навыков устной и письменной речи.
Развивая речь как деятельность, необходимо, в первую очередь, создавать мотив, являющийся важным условием, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении.
Особую роль в изучении речевого развития детей в младшей школе играют различные тесты, которые наглядно характеризуют различные речевые отклонения. В связи с этим, проблемы использования тестов актуальны в настоящее время. В связи с актуальностью, выбрана тема исследования: «Использование тестов для изучения общего речевого развития детей младшего школьного возраста».
Объект исследования – речевое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - использование тестов для изучения общего речевого развития детей младшего школьного возраста
Цель курсовой работы – рассмотреть проблему использования тестов для изучения общего речевого развития детей младшего школьного возраста.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность общего речевого развития младших школьников;
- рассмотреть методику развития речи младших школьников;
- рассмотреть использование тестов в изучении речевого развития младших школьников;
- провести констатирующий эксперимент по определению уровня речевого развития младших школьников средствами тестирования;
- провести работу по развитию речевых умений с младшими школьниками;
- провести контрольный эксперимент по определению уровня речевого развития младших школьников средствами тестирования
Методы исследования – анализ специальной литературы по проблемам использования тестов в диагностике речевого развития детей, анализ, синтез, сравнительный метод, метод анкетирования, тестирования.