Изучение речи и умственного развития детей дошкольного возраста в процессе выполнения ими различным видов деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯМИ ИМИ РАЗЛИЧНЫМ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………..5
1.1 Основные особенности дошкольного возраста…………………………….5
1.2 Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте...11
1.3 Анатомо-физиологические механизмы речи……………………………..17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕЧИ И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯМИ ИМИ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………28
2.1 Методика исследования……………………………………………………28
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный период характерен серьёзным расширением кругозора ребёнка. Вместе с новым миром ребёнок открывает для себя новые слова. Некоторые исследователи считают, что характеристикой умственного развития дошколёнка вполне может быть его словарный запас и развитость речи. Примем к сведению данную точку зрения и попытаемся согласно ей рассмотреть умственное развитие дошколят через призму речи и лексикона.
Итак, в дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 6-7 годам язык становится не только средством общения и мышления ребенка, нотакже и предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.
В дошкольный период интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются достаточно сложные закономерности синтаксического и морфологического порядков. Дошкольник не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает языковую действительность. Он начинает «чувствовать» язык, он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением смысла. Этот период характерен творческой деятельностью на ниве словообразования. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка иногда очень удачны и непременно оригинальны. Отмечу, что сегодня издано не мало сборников, где мы можем почитать примеры указанного словотворчества.
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи развивается и понятийный аппарат. Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Так же в указанный период развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные «детские» слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Изучение речи и умственного развития детей дошкольного возраста в процессе выполнения ими различных видов деятельности».
Проблема исследования: каковы способы диагностики речевого и умственного развития детей дошкольного возраста в процессе выполнения ими ведущей деятельности.
Цель исследования: определение особенностей диагностики речевого и умственного развития.
Объект исследования: ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: изучение речи и умственного развития.
База исследования: ДОУ №. 78 г. Орска.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятий: «ведущая деятельность».
- Определить особенности диагностики речевого и умственного развития в процессе игры.
Методы исследования: наблюдение, объяснение, педагогический эксперимент.