pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Совершенствование культуры речи на уроках обучения грамоте


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ…………………6

1.1 Содержание работы по совершенствованию культуры речи младших школьников………………………………………………………………………6

1.2  Основы обучения грамоте…………………………………………………13

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ………………………………………………………………………..23

2.1 Основы опытно-экспериментальной работы………………………………23

2.2  Анализ результатов исследования…………………………………….......23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Культура речи – это сравнительно молодая область науки о языке. Она оформилась как самостоятельная дисциплина в ХХ веке. Приобщение широких народных масс к активной общественной жизни поставило в ряд важнейших задач и проблему повышения культурного уровня народа, в частности, уровня речевой культуры. Действительно защищенным в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный перестраивать направление содержания своей деятельности в зависимости от социально-экономических, культурно-правовых условий. Рыночные отношения требуют от человека новых качеств, таких как инициативность, предприимчивость, профессиональная мобильность, умение адаптироваться в современных условиях, умение правильно, грамотно выразить свои мысли. Реальная обстановка в стране обусловливает необходимость повышения речевой культуры специалиста.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание совершенствованию культуры речи  в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые вопросы. К сожалению, не всегда учителя уделяют должное внимание формированию культуры речи, поэтому необходим поиск путей ее повышения. Большое значение для формирования культуры речи имеет качественный дидактический материал. Поэтому проблема совершенствования культуры речи на уроках обучения грамоте является приоритетным направлением в методике русского языка.

Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что обращение к проблеме формирования культуры речи младших школьников является своевременным и необходимым. Проведенное нами исследование теории и практики формирования культуры речи младших школьников и проблемы, возникающие у них при выражении собственных мыслей, позволило выявить противоречие между растущей значимостью специально разработанной программы по формированию культуры речи на литературном материале и недостаточностью ее разработанности.

Объектом исследования является процесс совершенствования культуры речи младших школьников на уроках обучения грамоте.

Предметом исследования стала технология развития и совершенствования речевых умений и навыков младших школьников в процессе формирования культуры речи на уроках обучения грамоте.

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать эффективность уроков обучения грамоте по методики Климановой Л.Ф. для совершенствования культуры речи.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что целенаправленная, систематическая и последовательная работа по совершенствованию культуры речи младших школьников будет действенной, если опираться на данную методику преподавания грамоты.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы разработки и реализации формирования культуры речи младших школьников в контексте современной методики, лингвистики, педагогики, психологии.

2. Выявить уровень владения культурой речи младших школьников в ходе проведения и анализа данных констатирующего эксперимента.

3.  Апробировать методическую систему, отвечающую цели исследования.

Методологическую основу исследования составляют: теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, С.Л. Рубинштейна; коммуникативно-деятельностный, системный и личностный подходы к процессу обучения младших школьников родному языку (М.Т. Баранов,  Н.И. Демидова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева,                    М.С. Соловейчик и др.).

Для проверки и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

– теоретический (анализ методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по избранной теме);

– сопоставительный (сравнительный анализ работ младших школьников экспериментального и контрольного классов);

– экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов). 


Возврат в  Заказать эту работу