Особенности комплексной диагностики детей дошкольного возраста с ФФН (фонетико-фонематическое нарушение)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН………………………………6
1.1 Особенности речи детей с ФФН…………………………………………….6
1.2 Отечественные и зарубежные педагоги о роли фонематического восприятия в развитии речи………………………………………………...11
1.3 Основные принципы комплексной диагностики детей дошкольного возраста с ФФН………………………………………………………………17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН…………………………………………………………………………...23
2.1 Основы опытно экспериментальной работы …………………………….23
2.2 Коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей: диагностика, планирование работы, результаты …………………………………………..…30
2.3 Выводы и практические рекомендации …………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………46
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………50
ВВЕДЕНИЕ
К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.) [21].
Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.
В связи с вышеуказанным тему исследовательской работы следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции речевых нарушений у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца 60-х годов ХХ века.
Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них фонетико-фонематического недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования «Особенности комплексной диагностики детей дошкольного возраста с ФФН»
Цель исследования: теоретико-практическое изучение условий, задач и содержания работы в логопедической группе для детей с ФФН.
Объект исследования: логопедическая работа в специализированной группе детского сада для детей с ФФН.
Предмет исследования: комплексная диагностика, коррекция, планирование и программное обеспечение, условия эффективности логопедической работы.
Гипотеза исследования: преодоление фонетико-фонематического недоразвития обеспечивается посредством системы логопедической работы в коррекционной группе ДОУ общеразвивающего типа, что предполагает организацию следующих условий:
- создание в группе условий: соответствующая предметно-развивающая среда, естественная речевая среда, особый режим работы, сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы, профессионализм педагогов, интеграция усилий логопеда, воспитателей и родителей;
- систематичность, целенаправленность и поэтапность работы учителя-логопеда по программе, адекватной структуре фонетико-фонематического нарушения у детей;
- взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателей группы.
Задачи исследования:
- Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
- Рассмотреть особенности детей с ФФН.
- Осуществить экспериментальное изучение речи детей логопедической группы и охарактеризовать условия, направления, программное обеспечение, методы и приемы коррекционной работы.
- Обобщить результаты эксперимента и предложить рекомендации практическим работникам.
Методологическая основа исследования: работы Т.А. Власовой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и др.
Методы исследования: теоретический анализ изученной научно-практической литературы и нормативно-правовых документов Министерства образования РФ, эксперимент, наблюдение деятельности учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной группе, логопедическое обследование, беседы с детьми, педагогами и родителями, изучение медицинской и психолого-педагогической документации.
Исследование проходило на базе МДОУ д/с № 21 г. Гая в логопедической группе.