Методы работы социального педагога с подростками в школе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ ………….…8
1.1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях………………………………………………………………………8
1.2 Содержание работы социального педагога в школе……………………...15
1.3 Основные методы работы социального педагога в школе……………….24
1.4 Методы работы социального педагога с педагогическими запущенными подростками……………………………………………………………..….39
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДОВ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………….50
2.1 Содержание опытно-экспериментальной работы……………………...…50
2.2 Интерпретация результатов исследования………………………………..51
2.3 Программа коррекции педагогической запущенности подростков……..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………72
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….77
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь на Руси существовала всегда.
В настоящее время для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание имеется необходимая нормативная база. В соответствии со статьёй 55 закона «Об образовании» ставка социального педагога – организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогической работы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052).
Но далеко не каждый человек, не каждый студент готов к столь специфической работе. Недаром в ряде зарубежных стран социальным педагогом можно стать лишь по достижении двадцати семи лет, когда человек делает свой выбор уже осознанно, со знанием дела. Главные качества, необходимые социальному педагогу, - любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Необходимо постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру.
Какое же оптимальное количество людей должно приходиться на одного социального педагога? Вряд ли можно ответить на этот вопрос. Всё зависит от условий и возможностей того или иного региона, конкретного учреждения, наличия не только финансовых возможностей, но и квалифицированных специалистов. В Швеции, например, к 1994 году один социальный педагог приходился на 100 человек, в Германии – один на 4 тыс. В школе может быть более 20 социальных педагогов, а есть регионы, где о них пока и не слышали.
Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.
Школьные социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть их работы. Об этом пишет Лодкина Т. в своей статье “Социальный педагог приходит в семью”.
Важен также обмен с другими странами. “Энциклопедия социальной работы” в переводе с английского, на мой взгляд, обширный источник проблем и их освещения деятельности социальных работников в США. Также в моей работе использована статья Михайловой А. “Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается”. В ней уделяется внимание обмену опытом Тамбовского Государственного Университета с Индианским Университетом США по вопросам обучения будущих социальных педагогов.
При разнообразии деятельности социального педагога разнообразны и методы работы.
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Методы работы социального педагога с подростками в школе».
Проблема исследования: Каковы основные методы работы социального педагога в школе с подростками?
Цель исследования заключается в решении проблемы.
Объект исследования: основные методы работы социального педагога с подростками в школе.
Предмет исследования: педагогически запущенные подростки.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Определить сущность понятий «методы работы социального педагога», «педагогически запущенные подростки».
3. Рассмотреть специфику работы социального педагога в школе с педагогически запущенными подростками.
4. Разработать и внедрить программу для социальных педагогов по организации коррекционной работы с педагогически запущенными подростками.
Гипотеза исследования: методы работы социального педагога с педагогически запущенными подростками эффективны при условии системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Эмпирические: беседы с подростками и педагогами, эксперимент, наблюдение, диагностика, анкетирование, моделирование.
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательная школа №31 г. Орска. Социальный педагог – Нефедова Наталья Михайловна.
Методологическая основа исследования: социально-психологический подход в работе с педагогически запущенными детьми С.А. Беличевой, концепция социально-педагогической работы с педагогически запущенными детьми И. В. Невского, теория педагогической запущенности Р.В. Овчаровой, и другие.
Научная новизна исследования заключается в том, что обогащены теоретические представления социальной педагогики о методах работы социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать программу коррекции педагогической запущенности и ее результатов для социальных педагогов общеобразовательных школ.
Структура и содержание ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении кратко обосновывается актуальность проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, выдвинута гипотеза, выбраны методы и база исследования, его научная новизна и практическая значимость, выносятся положения на защиту.
В первой главе «Теоретические основы методов работы социального педагога с подростками в школе» рассматривается сущность работы социального педагога с педагогически запущенными подростками в школе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по апробации методов работы социального педагога с педагогически запущенными подростками» представлены содержание и результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении подводятся общие итоги исследования.
Список литературы насчитывает 68 наименований.
Положения, выносимые на защиту:
- Методы работы социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективны при условии системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности;
- Программа коррекции педагогической запущенности.