Проблема агрессии в детских и подростковых коллективах
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧСЕКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ В ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ………………………………..5
1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы….5
1.2 Причины агрессии, ее виды и механизм действия…………………………8
1.3 Специфика проявления агрессивности у детей…………………………...14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИИ В ШКОЛЕ № 17…………….……………………………………21
2.1 Уровень агрессии в школе №17……………………………………………21
2.2 Коррекционная программа «Школа без агрессии»………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Проблема агрессивности сегодня — едва ли не одна из самых насущных проблем многих из современных гуманитарных наук. События, произошедшие в ХХ веке: две мировые войны, унесшие громадное количество человеческих жизней, изобретение мощнейшего по своей разрушающей силе оружия, дают этому достаточно оснований.
К сожалению, даже наша жизнь — яркое тому подтверждение. Размах международного терроризма, принимающего все более угрожающие масштабы, заставляет общество взывать к тем, кто может внести свой вклад в решение данной проблемы.
Ответом ученых могут стать исследования, проводимые в области изучения природы и механизмов возникновения и развития асоциальной агрессивности. Одним из таких является исследование влияния внутрисемейных отношений на появление и развитие агрессивности подростков, проведенное известными американскими учеными А.Бандурой и Р.Уолтерсом.
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Объект исследования – агрессия .
Предмет –формы проявления агрессии.
Цель работы – изучить теоретические и прикладные основы проблемы агрессии в детских и подростковых группах.
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
1. изучить специальную литературу по проблеме исследования;
2. провести опытно-экспериментальную работу для изучения агрессии.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения подростковой агрессии, метод анализа, синтеза результатов исследования, беседа, анкетирование, диагностика.