Изучение проблемы школьной неуспеваемости
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ………………………………………………………….5
1.1 Психологическая характеристика причин неуспеваемости школьников..5
1.2 Отечественные педагоги о проблеме школьной неуспеваемости………11
1.3 Организация индивидуального подхода в обучении для решения проблемы школьной неуспеваемости………………………………………..22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЕ ПРИЧИН………………………………………28
2.1 Основы опытно-экспериментальной работы…………………………….28
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости – важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной шкоты предполагает широкую пропаганду передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.
Не только решение практических и организационных задач может обеспечить преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования данной проблемы. Наряду с этим полезно изучение аспектов неуспеваемости и отдельными педагогическими науками дефектологией, психологией, школоведением.
Под неуспеваемостью в педагогике понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Изучение проблемы школьной неуспеваемости».
Проблема исследования: Каковы особенности школьной неуспеваемости?
Цель исследования заключается в решении проблемы.
Объект исследования: школьники.
Предмет исследования: школьная неуспеваемость.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Определить сущность понятия «школьная неуспеваемость».
3. Рассмотреть специфику работы социального педагога в школе с родителями младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, наблюдение, беседа,тестирование, анализ полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательная школа №6 г. Орска,
Научная новизна исследования заключается в том, что обогащены теоретические представления о проблеме школьной неуспеваемости, исследованы условия для успешного обучения школьников.