pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Макаренко о технике педагогического общения


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ………………………………………………………………………..6

1.1    Понятие «педагогическое общение»……………………………………….6

1.2    Стили педагогического общения ……………………………………….…8

1.3    Понятие о технологии педагогического общения……………………….18

ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ А. С. МАКАРЕНКО

2.1 Технология педагогического общения ……………………………………29

2.2 Рекомендации по организацию педагогического общения………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности - одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. [28,58].  Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, то есть педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализацию двух других.

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную "нагрузку", так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".[ 15,97 ].

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования:

« А. С. Макаренко о технике педагогического общения».

Проблема исследования: каковы особенности применения идей А. С. Макаренко о педагогическом общении?

Цель исследования заключается в решении проблемы.

Объект исследования: техника педагогического общения.

Предмет исследования: применение идей А.С. Макаренко в организации педагогического общения.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1.  Определить сущность понятия «педагогическое общение».

2. Рассмотреть взгляды А.С. Макаренко на педагогическое общение.

3. Обобщение опыта по реализации педагогического общения на основе идей А.С. Макаренко.

Гипотеза исследования: Идеи А.С Макаренко о техники педагогического общения актуальны в современной школе.

Методы  исследования: теоретический анализ специальной литературы, наблюдение, беседа, анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательная школа №31 г. Орска

Методологическая основа исследования: Макаренко А.С. «Детский коллектив»,    Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», Эльконин Д.Б. «Избранные труды», Кан-Калик В.А. «Основы профессионально-педагогического общения», Коломинский Я.Л. «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе», Януш Корчак «Педагогическое наследие» и другие. 

Структура и содержание курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, , заключения, списка литературы.

Во введении кратко обосновывается актуальность проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, выдвинута гипотеза, выбраны методы и база исследования, выносятся положения на защиту.

В первой главе «Теоретические основы техники педагогического общения» рассматривается сущность понятий «педагогическое общение», «технология педагогического общения», рассмотрены стили педагогического общения и взгляд А.С. Макаренко на целесообразность использования этих стилей.

Во второй главе «Обобщение опыта по организации педагогического общения на основе идей А. С. Макаренко» представлено обобщение опыта по организации педагогического общения в школе.

В заключении подводятся общие итоги исследования.

Список литературы насчитывает  наименования. 


Возврат в  Заказать эту работу