Личностное самопределение в юношеском возрасте
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………...….5
1.1 Личностное самоопределение как психологическая проблема……………5
1.2 Особенности юношеского возраста………………………………………..17
1.3 Психологическое содержание личностного самоопределения…………..20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ...26
2.1 Основы опытно-экспериментальной работы……………………………....26
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………….……………………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином.
В раннем юношеском возрасте ( 15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение.
Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования: « Личностное самоопределение в юношеском возрасте»
Цель исследования: выявить особенности личностного самоопределением в ранней юности.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования: личностное самоопределения в раннем юношеском возрасте
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феномена личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
- Определить показатели личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
- Провести практическое изучение личностного самоопределения юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования :
- сравнителный метод,
- констатирующий ксперимент,
- комплекс методов психологической диагностики ,
- методы первичной и вторичной обработки данных.
Практическая значимость нашего исследования в том, что мы определяем показатели личностного самоопределения, которые могут быть использованы как тестовые в дальнейших исследованиях движущих сил развития личности в ранней юности.
Новизна нашего исследования состоит в том., что мы рассматривая личностное самоопределение как явление, имеющее ценностно-смысловую природу мы связываем успешность личностного самоопределения с показателями осмысленности жизни личности.