Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЗЩЕННЫХ ДЕТЕЙ..6
1.1 История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам……………………………………………………………..6
1.2 Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников………………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ..15
2.1 Характеристика индивидуальных особенностей неуспевающих учащихся 3 «в» класса школы с. Ащебутак.………………………………………………15
2.2 Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В общественном развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей первой деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
Должны ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные особенности?
Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской забавы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а так же старательных, любознательных и не чем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.
Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, что бы дети отвыкали от своей оригинальности, что бы они умели хотели выполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только что преобразование души составляет воспитание.» [9, c.82]
Мы считаем, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
Следовательно, данная тема выбрана, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся, а особенно к педагогически запущенным.
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей».
Проблема исследования: Каковы особенности применения индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей?
Цель исследования изучить особенности применения индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей.
Объект исследования: педагогически запущенные дети.
Предмет исследования: реализация индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Определить сущность понятия «педагогически запущенные дети».
3. Рассмотреть проблему индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных младших школьников.
Гипотеза исследования: реализация индивидуального подхода в обучении способствует решению проблемы педагогической запущенности детей.
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, наблюдение, беседа, анализ полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательная школа с. Ащебутак