Особенности взаимодействия в системе учитель-ученик
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения 5
1.1 Понятие о человеческих взаимоотношениях 5
1.2 Специфика взаимоотношений в школьном коллективе 6
1.3. Проблемы конфликтов во взаимоотношениях учителей и учащихся 8
Глава 2. Анализ проблем учебного и воспитательного взаимодействия учителя и ученика 11
2.1 Проблемы коммуникативной компетентности учителя 11
2.2 Качества педагога в учебном взаимодействии 13
2.3 Методы интерактивного обучения. 15
2.4 Эмоциональная сторона взаимодействия 18
2.5 Проблемы воспитательного взаимодействия 20
2.5.1 Позиция педагога в воспитательном взаимодействии 20
2.5.2 Психологическая поддержка учащегося 22
Заключение 27
Список литературы 28
Введение
Проблемы взаимоотношений, взаимодействия, общения одна из самых важных сегодня в самых различных областях: менеджмент, социальная и возрастная психология, теория воспитания и т.д.
Особый интерес эта проблема представляет для педагогов: любая человеческая деятельность основана на взаимодействии, общении, и учебная - не исключение. А для школьников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, причем, психологи главную роль отводят общению, а педагоги - обучению.
Подростки испытывают огромную потребность во взаимодействии, общении друг с другом. Но организация их жизни в школе предполагает постоянное погружение в обучение. Поэтому просто необходимо, чтобы учебно-воспитательная ситуация способствовала развитию сферы общения школьников. Для этого в процессе обучения должны проявляться все три стороны общения: информативная (передача и сохранение информации), интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности) и перцептивная (восприятие и понимание человека человеком).
На деле же школьная ситуация сильно деформирована: ученика готовят к получению, сохранению и выдаче информации. Сама технология традиционного обучения практически не формирует навыки взаимодействия, а содержание учебного материала по многим предметам не дает основы для сопереживания. В середине 80-х годов в работах педагогов и психологов был остро поставлен вопрос о необходимости изменить авторитарный стиль взаимоотношений между учителями и школьниками. Но оказалось, что добиться успеха трудно, если меняется стиль взаимоотношений, но формы взаимодействия учителя и ученика остаются неизменными. Может быть, именно поэтому такое прогрессивное направление, как педагогика сотрудничества, осталась во многом нереализованным.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что проблема: взаимодействия учителя и ученика очень актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Цель исследования: выявить характер взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии его соответствие требованиям развивающего обучения.
Задачи исследования:
1. Определить соответствие форм и методов работы учителя требованиям развивающего обучения.
2. Оценить характер взаимодействия учителя и ученика во время учебного занятия.
3. Определить, сориентировано ли занятие на потребности ученика.
Объект исследования: учебное занятие как ведущая форма в работе учителя и ученика в системе развития личности.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие взаимодействие учителя и ученика для перевода их из режима функционирования в режим развития.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование.
Практической значимостью исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов и администрации школы.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.