Модели психолого-педагогического ребенка с нарушением речи
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ….6
1.1 Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями речи……………………………………………………………….6
1.2 Медицинская модель……………………………………………………….7
1.3 Педагогическая модель…………………………………………………...11
1.4 Специальная диагностическая модель (логопедическая)………………16
1.5 Психологическая модель………………………………………………….22
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ……………………………27
2.1 Психолого-педагогическая диагностика детей с ФФНР…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…35
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.
На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».[2]
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.[4]
В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.
Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е.Левиной и ее сотрудников и период с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления. [3],[4]
Как указывают Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова [4] подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Модели психолого-педагогического изучения ребенка с нарушением речи».
Проблема исследования: каковы методы исследования психолого-педагогических особенностей детей с речевыми нарушениями
Цель исследования: рассмотреть модели психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи.
Объект исследования: дети с нарушениями речи.
Предмет исследования: Дети с ФФНР.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятий: «речь», «нарушения речи».
- Определить психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи.
- Апробирование модели психолого-педагогического исследования детей с нарушениями речи, на примере с детьми с ФФНР.
Методы исследования: наблюдение, объяснение, беседа, педагогический эксперимент.