pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения со сверстниками у детей дошкольного возраста


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

 Глава 1

Теоретические основы проблемы развития навыков общения у детей дошкольного возраста

7

1.1

 

1.2

Общение как объект исследования психолого-педагогической науки

Генезис общения в дошкольном возрасте

7

 

24

1.3

Педагогические условия развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

31

 

Глава 2

Содержание и методика опытной работы по развитию навыков общения детей дошкольного возраста

46

2.1

Модель опытно-экспериментальной работы

46

2.2

 

2.3

 

2.4

Особенности развития навыков общения у старших дошкольников

Использование игры как средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста

Результаты экспериментальной работы

49

 

56

64

 

Заключение

65

Литература

67


ВВДЕНИЕ

Важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.

Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.

Контакты со сверстником приносят ни, с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.

Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.

Проблеме общения уделяется внимание исследователей различных специальностей: философов (А.С.Арсентьев, В.С. Библер, Ф.Т. Михайлов
и др.), языковедов-лингвистов (К.Гаузенблас, Л.С. Скворцов и др.), психологов  (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Н.П. Ерастов, А.В. Запорожец,   А.Н. Леонтьев,  М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Р. Лурия, В.М. Соковнин,   
Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, О.М. Казарцева, С.Е. Кулачковская, К.М.Левитан, В.Г.Нечаева, Л.А. Пеньковская, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищева, А.П. Усова и др.). Общение дошкольников исследовалось в работах Е.А. Аркина, А.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, В.В. Гербовой, Д.Б. Годовиковоой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, С.И Львовой, А.Г. Рузской  и др.

Всему нужно учиться и общению в том числе, поэтому мы предлагаем развивать навыки общения старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения детей со сверстниками».
Проблема исследования: каковы возможности сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования: определение возможности сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста. 
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность понятий: «сюжетно-ролевые игры», «общение»
  3. Определить особенности  развития навыков общения у старших дошкольников..
  4. Разработка и апробирование коррекционной методики.

Гипотеза исследования:  если применять сюжетно-ролевую игру, то процесс развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста будет более успешный.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование,  педагогический эксперимент.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.

В первой главе «Теоретические основы проблемы развития навыков общения у детей дошкольного возраста» раскрыто понятие «общения», рассмотрен генезис общения в дошкольном возрасте, раскрыты педагогические условия развития навыков общения у дошкольников.

Во второй главе «Содержание и методика опытной работы по развитию навыков общения детей дошкольного возраста» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет   страниц машинописного текста. Список литературы  включает  наименования.


Возврат в  Заказать эту работу