Особенности психолого-педагогического консультирования леворуких детей младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….6
1.1. Психолого – педагогические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..6
1.2 Понятие леворукости………………………………………………………..9
1.3 Причины леворукости………………………………………………………12
1.4 Особенности леворуких детей……………………………………………..15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………….…………………………………………………….21
2.1. Организация и проведение эксперимента………………………………21
2.2. Анализ полученных результатов и выводы…………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сложной психолого-педагогической проблемой является проблема леворукости. (Однозначного ответа на вопросы, что является причиной леворукости и чем леворукий отличается от праворукого, нет.) Но леворукость, по мнению специалистов, не является патологией. Нельзя связывать низкие умственные способности с леворукостью, хотя и существуют данные о большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму. В этом случае леворукость может быть результатом патологии, как и умственная отсталость и различные трудности в обучении, а не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности.
По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отражение в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть осложнено рядом причин, одна из которых — переучивание в дошкольном возрасте. У переученного в дошкольном возрасте левши могут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непонятны. В определении ведущей руки не так все просто для этого и существует психолого-педагогическое консультирование детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Особенности психолого-педагогического консультирования леворуких детей младшего школьного возраста».
Проблема исследования: каковы способы реализации психолого-педагогического консультирования леворуких детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: определение возможностей реализации психолого-педагогического консультирования леворуких детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: конкретная помощь в адаптации леворуких детей.
Предмет исследования: процесс психолого-педагогического консультирования леворукий детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Определить особенности психолого-педагогического консультирования леворуких детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: если учитывать особенности леворуких детей, то учебно-воспитательный процесс будет более успешным.
Методы исследования: опрос, сравнение, анализ.
Исследовательской базой является 1 «Б» классы школы №30 г. Орска
Обоснование выбора литературных источников: в исследовании данной темы мы опирались на идеи и теории следующих педагогов и психологов: М.И. Безруких, М.И.Буянов, С.П. Ефимова, Е.Д. Хомская,
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения особенностей психолого-педагогического консультирования леворуких детей младшего школьного возраста» раскрыт младший школьный возраст, выделены особенности леворуких детей.
Во второй главе « Экспериментальное исследование особенностей психолого-педагогического консультирования леворуких детей младшего школьного возраста» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 39 страниц машинописного текста, в работе приведены рисунки, таблицы. Список литературы включает 19 наименований.
Приложение содержит 8 рисунков.
На защиту выносятся следующие положения:
- вопрос до конца не изучен;
- консультирование необходимо в работе с леворукими детьми;
- разработанная методика эффективна для младшего школьного возраста.