Характеристика процесса воспитания
Содержание
Введение. 3
Глава I.Теоретические аспекты структуры процесса воспитания. 5
1.1 Понятие «воспитание». 5
1.2 Особенности воспитательного процесса. 6
1.3 Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. 8
Глава II. Характеристика основных компонентов процесса воспитания. 12
2.1 Целостные характеристики воспитательного процесса. 12
2.2 Характеристика основных компонентов процесса воспитания. 19
2.2.1 Цели воспитания. 19
2.2.2 Содержание воспитания. 26
2.2.3 Методы и средства воспитания. 32
2.2.4 Организационные формы воспитания. 39
Заключение. 43
Список литературы.. 46
Введение
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.
Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.
На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть».
То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностной ориентации воспитуемого.
Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Таким образом, воспитание имеет свой предмет, следовательно — он реализуется в соответствующем содержании, которое не может быть сведено к содержанию образования.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Характеристика структуры процесса воспитания »
Проблема исследования: основные характеристики структуры воспитания.
Цель исследования: заключается в решении проблемы.
Объект исследования: процесс воспитания.
Предмет исследования: структура процесса воспитания.
В соответствие с объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятия « воспитание».
- Рассмотреть структуру процесса воспитания и дать характеристику её основным компонентам.